Удивительная история 120-летнего соперничества двух успешных крестьян из чухломской глубинки, закончившаяся миром и согласием...
Деревни Осташово и Погорелово известно всем, кто хоть как-то мало-мальски интересуется деревянным зодчеством, историческим и культурным наследием, у кого болит сердце о сохранности архитектурных памятников.
Обе деревни находятся реально у чёрта на куличках, в Чухломском лесу севера Костромской области. До ближайшего большого города Костромы три часа езды. Но многие из нас об этих деревнях знают, потому что в них продолжают жить и радовать нас с вами, два прекрасных образца русского деревянного зодчества. Один терем в Асташово построил Мартьян Сазонов, другой в Погорелово - Иван Иванович Поляшов.
Мартьян Сазонов с женой.
Иван Иванович Поляшов по прозвищу Поляш. На снимке почтенный мужчина с седой бородой.
ТЕРЕМ В АСТАШОВО.
Жители здешних мест задолго до революции являлись государственными, то есть казёнными. В отличие от удельных, могли заниматься ремеслом в любом, для них удобном месте. К делу относились серьёзно. Обучив детей-мальчишек в начальной школе чтению, письму и элементарной математике, отправляли их с 10-12 лет учиться профессии. Видимо, и Мартьяна, и Ивана также, как и всех, родители посылали учиться в столицу, в Санкт-Петербург. Известно, что Поляшов обучался плотницкому делу, считается, что и Сазонов тоже. Всё это происходило примерно в одно и тоже время.
ТЕРЕМ В АСТАШОВО.
ТЕРЕМ В ПОГОРЕЛОВО.
По окончании обучения особо успешные дети получали в подарок от мастера пиджак. Считалось шиком и почётом вернуться в деревню в новом пиджаке. Тех же своих отпрысков, кто не удостаивался такого почетного вознаграждения, что считалось оскорбительным, родственники старались встретить в Питере. Везли ему пиджак, чтобы в деревню он вернулся, как якобы хороший мастеровой. Нет сомнения, что наши герои вернулись с обучения в новеньких пиджаках и в сапогах со скрипом. В дальнейшем, став мастерами, парни, как и их родители с марта по ноябрь отходили на промыслы, отсюда и название - отхожий промысел. Кто то из них, проявив смекалку и умение, становились большими мастероми, порой организовывали свои артели и зарабатывали хорошие деньги. Другие же проматывали заработанное, не доезжая до дома. Видимо, Мартьян и Иван были из числа тех, кто добился признания у заказчиков и стали большими мастерами. Оба трудились в столице, зарабатывая деньги на строительстве домов и дач для зажиточных заказчиков. Оба были женаты. Оба оставались на заработках пока не овдовели: и у Сазонова и у Полякова умерли в Питере жёны. Оба возвращаются домой в родные места. Сазонов в Асташово чуть раньше, следом, через несколько лет Поляшов в Погорелово. От Асташово до Погорелово 22 км. Оба приехали богатыми людьми. Сазонов назарабатывал на два доходных дома в столице, Поляшов по приезду скупает окрестные леса, строит лесопильню и мукомольню в деревне. Оба, вернувшись вдовцами, долго не засиживаются - женятся на молодых. Мартьян женился на 22-х летней девушке, которая была на 29 лет его младше, Иван тоже - на 20 лет моложе. Оба жили мирно и достойно, мужья своих жён не обижали.
АСТАШОВО. Фрагменты фасадов.
ПОГОРЕЛОВО. Фрагменты фасадов.
Круто, правда? Как эти люди параллельно жили одной и той же жизнью. Но это ещё не всё.
Наконец-то, мы подбираемся к самому главному. И Мартьян и Иван по приезду в родные пенаты, строят для своих молодых жён дома. А они же великие умельцы, сколько дворцов понастроили за свою трудовую жизнь в столице. И каждый, поди, лелеял мечту, что когда-то и сами будут жить в чём-то подобном.
Первым начинает Сазонов из Асташова. Насмотревшись на ропетовские кренделя в отделке домов в русском стиле, как их хозяева изгалялись друг перед другом особыми примочками, Мартьян разворачивается по-питерски. Дом задумал огромным, двухэтажным, с эркерами, башенкой, витражами и прочими штучками, каких сам натворил бесчисленное множество. Похоже проект не делал, всё придумал сам и сам всё осуществил. По ходу работ многое переделывал, передумывал, но всё равно напортачил - туалета в доме-тереме не оказалось. Хотя стопроцентно господам про туалеты не забывал. Что про туалеты Мартьяну сказала его жена, одному богу известно. А может таковы причуды новых деревенских русских. Так или иначе, большие специалисты пришли к выводу, что архитектора на доме не было. Закончил Сазонов терем в 1896 году, параллельно отстроил хозяйственные помещения, высадил сад и парковую аллею, вырыл пруд.
АСТАШОВО. Окна. Наличники. Детали.
ПОГОРЕЛОВО.
Обратите внимание: Как выглядели раньше крестьяне в 35-45 лет (сильно ли мы изменились по сравнению с ними).
Окна. Наличники. Детали.Поляшов из Погорелова осчастливил свою жену позже, в 1903 году. Дом построил по масштабу сопоставимым с домом Сазонова. Но то ли сам был более прагматичным, то ли послушал немца, строившего ему на реке мукомольню, но про туалет не забыл, и жену не огорчил. Дом, как и у Сазонова получился нарядным. Все свои навыки и понятия о красоте изложил на фасаде нового дома. К окончанию строительства, до Ивана дошли слухи, что в соседнем селе на тереме Сазонова присутствуют эркеры и башенка. Этого было достаточно, чтобы разобрать пол дома и сделать и эркер, и башенку не хуже асташовского. Дом получился на славу. Также, как и Сазонов, Поляшов высадил деревья, настроил под хозяйство разных строений.
Можете себе представить, как смотрелись два терема-красавца по середине своих деревень, окружённые простыми крестьянскими избами.
Оба наших героя после переезда занимались общественной деятельностью в уезде, отличились благотворительностью, были уважаемыми людьми. Соперничая друг с другом, оба получили от властей какие-то знаки отличия: один награждён серебряной медалью, другой - золотой.
Мартьян Сазонов умирает в 1914 году, не испытав на себе приход большевиков, а вот Поляшову досталось по полной. Его с пятью детьми выгоняют из дома. Но, комитет бедноты, не справившись с управлением его хозяйством, просит Ивана Ивановича вернуться. Ему выделяют комнату на первом этаже в его доме, остальные помещения занимаются советскими конторами. Поляшов дожил до 1934 года, а после его смерти семья выезжает из дома. Но в их доме жизнь продолжилась: в нём в разные времена размещался и детский сад, и лесная контора, и школа.
С приходом советов, жену Сазонова в Асташово из дома выгоняют, но, не придумав, как использовать дом, его заколачивают досками. В таком виде терем Сазонова простоял до 1942 года, когда тут открыли новый колхоз перевели сюда все конторы, магазины, клуб и прочие заведения.
В таком виде оба терема доживают до 1972 года, когда после очередного укрупнения деревень, Асташово и Погорелово становятся неперспективными. Жители уезжают из насиженных мест, дома катастрофически рушатся. Всё что находится в деревнях снимается с учёта и становится ничейное. Дома оцениваются по цене дров.
С этого времени в судьбах домов начинаются различные течения. Дому Полякова на первом этапе везёт. На байдарке по реке проплывает чета московских художников - Анатолий Жигалов и его жена Наталья Абалакова. Видят бесхозный дом-красавец, выкупают его. И, слава тебе, господи, дом обретает хозяина. Такую махину содержать стоит больших денег, о реставрации даже нет речи, но хоть как-то поддерживать можно. С тех пор художники приезжали сюда на лето: сначала с детьми, потом одни, а теперь, когда Наталья приболела, Анатолий управляется с домом один.
АСТАШОВО. Интерьеры.
ПОГОРЕЛОВО. Интерьеры.
А в это время асташовский терем рушится без ухода. Так продолжается до тех пор, пока чета московского финансиста - Андрей Павличенков и его жена Ольга Головичер - проезжали мимо дома Сазонова, который и в полуразрушенном виде смог заворожить молодых людей. В общем, далее история длинная, замечательная, с отличным концом, о которой вы можете прочитать в двух моих постах по ссылке к конце статьи. А вкратце, дом Мартьяна Андрей и Ольга отреставрировали, теперь тут великолепный отель и музей в одном флаконе.
Теперь дом Сазонова, в лице хозяина Андрея Павличенкова, и дом Поляшова, в лице Анатолия Жигалова, большие друзья. Андрей помогает Анатолию, например отремонтировал кровлю на доме Поляшова-Жигалова, а Анатолий любезно предоставляет гостям отеля "Лесной терем в Асташово" проводить по его дому экскурсии.
Вот так 120-летнее противостояние двух прекрасных памятников русского зодчества, в глубине Чухломских лесов напомнило нам о двух талантливых русских работягах, которые упорным трудом сколотили себе состояние и оставили для нас о себе материальную память. Ну, и приходит на ум мысль и местные старожилы подтверждают её, что практически в каждой деревне находились люди, кто так ярко и недвусмысленно заявлял о своём состоянии, только не всем повезло, как нашим теремам. Многим и многим не досталось Павличенкова и Жигалова.
Совершенно невозможно удержаться от сравнения двух одинаково значимых объектах русского деревянного зодчества. Оба хороши, тут других мнений не может быть. Оба с историей. Но, на мой взгляд, терема совершенно разные. Конечно, сложно сравнивать отреставрированный с иголочки терем в Асташово, который доставляет практическую радость многим, кто побывал в нём, с его визави в Погорелово, труднодоступным и нелюдимым. Но дом Поляшова во многом мне представляется более совершенным. Если представить его восстановленным, то мы воочию увидим превосходство в интерьерной отделке, увидим значительно более сложную резьбу на фасадах. Хотя могу себе представить мнения, что не надо ничего трогать, пусть так всё и останется. Согласен. Некая хмурость, естественность живого (неокрашенного) фасада придаёт дому живописную привлекательность. Но, во-первых, дом без реставрации долго не протянет, а во-вторых, он был изначально покрашен и это очевидно. Можно, в качестве компромиса, оставить часть стены в сегодняшнем виде, думаю, это примирило бы разные стороны.
Ясно одно, что придёт время и с домом Поляшова нужно будет что-то делать. И уж очень хочется, чтобы у хозяина Лесного терема в Асташово Андрея Павличенкова, появилось желание посмотреть на дом Поляшова с практической точки зрения. И хватило сил и возможности ещё раз показать всем его поклонникам, на что он способен. Я верю, что так оно и будет...
Если вам интересно почитать, как восстанавливали терем в Асташово, то можете это сделать здесь.
И как всё устроено внутри отеля-музея в Асташова, можно увидеть здесь.
Я очень рад, что вы дочитали до конца, значит вам понравилась статья.
Здоровья вам и путешествий!
Подписывайтесь на мой канал, нажмите на ссылку здесь, чтобы ничего не пропустить и видеть новые публикации чаще в своей ленте. Ну и ставьте лайки, делитесь с друзьями, я буду благодарен.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Как русские крестьяне-соперники в Чухломских лесах удивляли соседей своими домами. Два терема: в Асташово и в Погорелово..