Часто можно услышать мнение, что в Финляндии для владельцев яхт все обходится дешевле: и зимний сезон, и подъем со спуском судна, и другие сопутствующие услуги. Я не могу утверждать это наверняка, но думаю, что везде ситуация неоднозначна. В той же Финляндии, как и у нас, цены сильно разнятся — есть и премиальные предложения, и более бюджетные варианты. В России все тоже зависит от множества факторов: конкретного региона, уровня яхт-клуба и многих других нюансов.
Что говорят о Финляндии?
Точных расценок из Финляндии у меня нет, чтобы не вводить в заблуждение. В открытых источниках мне попадалась, например, информация по Хамине. Там в 2018 году зимняя стоянка обходилась в 150 евро, а за подъем и последующий спуск яхты на воду просили еще 200 евро. Получается, что работа крана стоила даже дороже, чем сама сезонная стоянка.
Наш опыт в Ленинградской области
А сколько же стоит аналогичная услуга в России? Расскажу на нашем примере. Мы держали лодку недалеко от Выборга, в яхт-клубе поселка Советский. К слову, место нам очень нравилось — тихо, красиво и с хорошей инфраструктурой.
Мы поднимали и спускали нашу яхту совместно с другими яхтсменами, поэтому общая стоимость этих двух операций вышла примерно в 5 000 рублей. Если сравнить с теми же 200 евро (что по текущему курсу составляет около 15 000 рублей), то разница ощутима, и наш вариант кажется значительно выгоднее.
А если индивидуально?
Что касается персонального спуска, то недавно мы узнали интересный кейс: наш знакомый, договорившись с другим владельцем, спустил свою лодку за 8 000 рублей. Да, выходит, что индивидуальный заказ крана в России может стоить почти столько же, сколько коллективный в Финляндии. Правда, на практике редко кто вызывает технику в одиночку — обычно яхтсмены объединяются, чтобы разделить расходы.
Вот такая практическая информация по ценам. Надеюсь, наш опыт окажется полезным для тех, кто планирует подобные операции.
