Толкование на Евангелие от Матфея 3:1

Толкование на Евангелие от Матфея 3:1

Толкования на Мф. 3:1

Свт. Иоанн Златоуст

В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

В какие это дни? По свидетель­ству св. Луки, Иоан­н пришел не в те дни, когда Иисус был еще отроком и возвратил­ся в Назарет, но по проше­с­т­вии тридцати лет. Как же сказано здесь: «В те дни»? В Писании весьма часто употребляет­ся такой образ речи, когда говорит­ся не только о таких про­исше­с­т­виях, которые непосред­с­т­вен­но следовали друг за другом, но и о таких, которые были по истечении многих лет. Так, когда ученики приступили к Иисусу, сидев­шему на горе Елеонской, и желали узнать от Него и о Его прише­с­т­вии, и о разрушении Иерусалима (а вы знаете, какое расстояние времени между этими двумя событиями), тогда Он, кончив­ши речь о разорении иудейской столицы и переходя к концу мира, присовокупил: тогда и это будет. Словом – тогда – Он не смешивал времена, но означил только то время, в которое про­изойдет кончина мира. Точно так же употреблены и здесь слова: «В те дни». Евангелист указывает этими словами не на те дни, которые непосред­с­т­вен­но следовали, но на те, в которые должно было случиться то, о чем он намеревал­ся говорить. Но почему, скажешь ты, Иисус пришел креститься спустя тридцать лет? Потому, что после этого крещения Ему надлежало уже упразднить закон. Чтобы не сказал кто-нибудь, что Он потому отменяет закон, что не мог исполнить его, Он во всей точности исполнял его во все продолжение того возраста, который обыкновен­но способен ко всяким грехам. Не во всякое ведь время все страсти действуют в нас; но в ран­нем возрасте обыкновен­но бывает больше неразумия и малодушия, в последу­ю­щем сильнее действует похоть, а далее, в следу­ю­щем возрасте – любо­стяжание. Потому-то Христос, прошедши чрез все эти возрасты и во всех них исполнив закон, тогда уже приходит к крещению, чем и заключил исполнение всех заповедей. А что крещение было последним из дел закон­ных, выслушай Его слова: «Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). Смысл этих слов таков: мы все предписан­ное законом исполнили, не преступили ни одной заповеди; и так как остает­ся только одно крещение, то и это нам должно присовокупить, и таким образом исполним всякую правду. Под правдой Он разумеет здесь исполнение всех заповедей. Отсюда видно, для чего Христос приступил к крещению. Но почему вздумалось Иоан­ну крестить? По свидетель­ству ев. Луки, не сам собою сын Захарии приступил к крещению, но по возбуждению Божию: «Был глагол Божий» к нему (Лк. 3:2), т. е., повеление Божие ему. И сам Иоан­н говорит: «Послав­ший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего» как голубя, «и пребыва­ю­щего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33). Для чего же он послан совершать крещение? И это опять объясняет нам сам Креститель, говоря: «Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю» (Ин. 1:31). Но если одна эта причина, то как же еванг. Лука говорит: «Он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Лк. 3:3)? Крещение Иоан­ново не давало прощения грехов. Это последнее было даром крещения, после дан­ного нам. В нем мы спогреблись со Христом; в нем ветхий наш человек сораспял­ся с Христом; а прежде креста Христова нигде не видно отпущения грехов: оно везде приписывает­ся крови Его. И апостол Павел говорит: «Но омылись, но освятились» не крещением Иоан­новым, но «именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11). И в другом месте: «Иоан­н крестил крещением покаяния, – не сказано отпущения, – чтобы веровали в Грядущего по нем» (Деян. 19:4). Да и каким бы образом могло быть отпущение грехов, когда еще ни жертва не была принесена, ни Дух (Святый) не сходил, ни грехи не были заглаждены, ни вражда не пресеклась, ни проклятие не уничтожилось?

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Толкование на Евангелие от Матфея 3:1.