Первая поездка на Чёрное море на машине. Неправильное начало. Глава 5

Когда я окончательно привык к долгим перегонам в 700 километров, о чём рассказывал в предыдущей главе, у нас с супругой созрела идея отправиться на автомобиле к Чёрному морю. Дополнительным стимулом было то, что в Краснодаре у меня живут родные. Для этого путешествия у нас был Nissan X-Trail 2001 года, который мы купили в 2008-м. Машина была с правым рулём и на тот момент имела пробег около 70 тысяч километров. Готовясь к поездке, я изучил опыт других автопутешественников и выделил два ключевых правила: преодолевать Уральский участок трассы обязательно ночью и строжайше избегать серьёзных нарушений правил дорожного движения. Первое правило связано с чудовищными дневными пробками на трассе М5 и сплошными запретами на обгон. Что касается второго, то в 2008 году, начиная с Курганской области, за каждым знаком, отменяющим запрет обгона, дежурили, а иногда и по несколько экипажей ДПС, и работы у них всегда хватало.

Маршрут и график движения

Вот как выглядел наш план пути (детали опускаю, они уже потеряли актуальность):
День первый. Новосибирск – Омск, 650 км. Ночевали у родственников жены.
День второй. Омск – Уфа, 1400 км. Остановились на ночь в мотеле.
День третий. Уфа – Саратов, 900 км. Снова ночёвка в мотеле.
День четвёртый. Саратов – Краснодар, 1100 км. Финиш.
Общий километраж составил 4050 км.

Как я уже упоминал в первой главе, в 2020 году я проехал этот же маршрут всего за два с половиной дня, сделав лишь одну остановку в мотеле, вместо четырёх дней в 2008-м. Именно поэтому я считаю тот, первый график движения ошибочным. И с каждым годом эта ошибка становится всё очевиднее. Почему так происходит, я объясню в следующих частях.

Ночь на Урале и энергетики

Второй день пути был самым сложным: мне, так как жена тогда ещё не имела прав, предстояло самостоятельно преодолеть 1400 километров, половину из которых — в тёмное время суток. Чтобы бороться со сном, я решил прибегнуть к помощи безалкогольных энергетических напитков. Перепробовав всё, что было тогда в магазинах, и следуя совету моего знакомого Жени (о нём в главе 3), я остановил выбор на «Бёрне». В 2008 году эти баночки были всего по 250 мл (сейчас минимум 500), и одной хватало, чтобы чувствовать прилив бодрости на час-два, за которые в зависимости от условий можно было покрыть расстояние от 100 до 200 километров.

Не желая тратить целый день отпуска на дорогу, мы выехали в одну из пятниц сентября, сразу после моей последней рабочей смены. К ночи были в Омске, хорошо отдохнули и в обед двинулись дальше. Опуская дорожные детали, не относящиеся к сути этой главы, скажу, что план сработал: на Урал мы въехали глубокой ночью, между часом и тремя.

Обратите внимание: Поездка в поезде дальнего следования – это маленькая жизнь: как люди обустраиваются в плацкарте сегодня.

Дорога была практически пустынна, машин — минимум, разметка видна, инспекторы отдыхали. Ничто не мешало ехать. Кроме одного — дикой, накатывающей волнами усталости и желания уснуть. За ту ночь я опустошил почти целый блок — 12 баночек «Бёрна». (Уважаемый читатель, автор ни в коем случае не одобряет и не рекомендует такое количество!) К моменту, когда мы миновали Уфу, меня буквально трясло, но доехать до мотеля в Алкино и лечь спать мы всё же смогли.

Опыт, ошибки и здоровье

Сам по себе эпизодический приём энергетиков в длительной поездке я своей ошибкой не считаю. Напиток нужно подбирать индивидуально, ведь на разных людей они действуют по-разному. Главное, чтобы он помогал сохранять бодрость лучше, чем сон за рулём или полная потеря концентрации. Тем, кто опасается привыкания, скажу: нет, организм не требует постоянного увеличения дозы. Столько «Бёрна», сколько я выпил в ту первую поездку, я не употреблял больше никогда. С каждой следующей дальней дорогой мне требовалось его всё меньше.

Однако есть две серьёзные ошибки, которые часто совершают водители, полагаясь на энергетики: это игнорирование собственного самочувствия и того предела усталости, после которого ехать уже смертельно опасно. Тут всё просто: если вы чувствуете, что очередной глоток уже не придаёт сил, значит, ресурс исчерпан. Нужно немедленно остановиться и поспать — сколько получится. Со мной такое случалось не раз. Я спал и 15 минут, и два часа, но только после этого продолжал путь.

Многие перед дальней дорогой тщательно проверяют техническое состояние автомобиля, но совершенно забывают проверить собственное здоровье. А зря. Энергетик, если вы к нему прибегаете, оказывает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Он сгущает кровь, из-за чего сердцу становится тяжелее её качать, и пульс учащается, нередко превышая 100 ударов в минуту. Этот высокий пульс, помимо бодрящего эффекта, ещё и не даёт уснуть. Но длительная работа сердца в таком режиме, особенно если оно к этому не готово, может нанести вред и в худшем случае привести к печальным последствиям. Это важно понимать. Поэтому так важно следить за здоровьем, давать организму регулярную физическую нагрузку, чтобы сердце было в тонусе, и периодически проходить медицинские обследования.

Руководствуясь этим принципом, закончив писать эту главу, я отправляюсь на вечернюю пробежку — 13 километров в морозный, прекрасный вечер при минус двадцати.

Подписывайтесь на раздел «Тундра. Сибирь — Кубань», будет много интересного!

Больше интересных статей здесь: Путешествия.

Источник статьи: Первая поездка на Чёрное море на машине. Неправильное начало. Глава 5.