Как мы с женой подняли 8-метровую мачту в одиночку с помощью обычной доски

Долгое время мысль о самостоятельной установке мачты без подъемного крана вселяла в меня настоящую тревогу. Казалось, что одно неловкое движение — и можно не только повредить дорогостоящее оборудование, но и нанести ущерб самой лодке. Однако опытные яхтсмены уверяли, что процесс не так страшен, как его малюют. Я даже помогал поднимать мачту на небольшой лодке в нашем клубе, что немного придало уверенности, но наш случай с женой Натальей был особым — нас было всего двое.

Мачта лежит на исходной позиции, готовясь к подъему.

Традиционные способы и их ограничения

В целом, существует два основных подхода к этой задаче, каждый со своими вариациями. Первый — тянуть мачту вперед за стаксель-фал, пока она не встанет вертикально. Второй — использовать небольшую А-образную стойку на палубе, которая служит опорой при вводе мачты в пяртнерс. Поскольку на нашей лодке мачта устанавливается прямо на крыше рубки, второй вариант нам не подходил, и мы сосредоточились на первом, самом распространенном методе.

Схематичное изображение классического способа подъема.

Именно такую технику я наблюдал, когда помогал товарищам с их лодкой, которая была ненамного меньше нашего «ИФа». Процесс был организован максимально просто: мачту закрепили в степсе, стаксель-фал соединили с полиспастом от гикашкота, а шкот завели на лебедку в кокпите. Трое человек приподнимали и страховали мачту от бокового падения, а четвертый выбирал шкот лебедкой. Так мачта медленно, но верно занимала свое место.

Мой первый опыт в роли помощника. Мачта уже на своем месте.

Хотя этот метод и не требует специального оборудования, у него есть существенные недостатки. Во-первых, нужна команда из нескольких человек. Во-вторых, на начальном этапе подъема усилие от шкота направлено под очень острым углом к мачте, что создает больше сжимающую, чем поднимающую силу, и требует значительных физических усилий. Для нас с Натальей, работающих в одиночку, этот путь был неприемлем.

Наше решение: гениальная простота

Обобщив увиденное в различных видео и статьях, я придумал и собрал элементарное приспособление, которое кардинально облегчило нам задачу.

Сердце нашего изобретения — обычная трехметровая доска.

Итак, наше устройство — это, по сути, трехметровая доска и несколько отрезков веревки. С его помощью мы подняли нашу 8-метровую мачту буквально за несколько минут. Ключевая идея заключалась в том, чтобы изменить вектор прилагаемого усилия: направить тягу не вдоль мачты, а под максимально возможным прямым углом к ней. Это позволило обойтись даже без лебедки.

Детали конструкции и крепления.

Как мы это сделали: пошагово

Я подготовил доску следующим образом: на одном конце («пятке») выпилил выемку, чтобы она надежно упиралась в мачту у самого ее основания (шпора). На противоположном конце («ноке») сделал еще две выемки для петли из прочного шнура. К этой петле с одной стороны крепился карабин от стаксель-фала, а с другой — блок от гикашкота. Поскольку длины штатного шкота не хватало, чтобы дотянуться до оковки, я удлинил полиспаст дополнительной веревкой — на эффективности это не сказалось. Когда шкот был выбран до конца, мы доводили мачту до вертикали уже стаксель-фалом, используя его лебедку.

Все собрано и готово к ответственному моменту.

Важный момент — страховка от бокового падения. Для этого я установил на палубе два шпрюйта из имевшихся в хозяйстве цепей. Они шли от точек крепления нижних вант к блоку спинакер-гика. Нижние ванты я закрепил так, чтобы они находились в одной плоскости с мачтой. Честно говоря, я немного ошибся с натяжением, и ванты провисали. Но когда мачта на середине пути начала крениться, система сработала и удержала ее. Саму доску мы также закрепили на этих шпрюйтах веревками для дополнительной устойчивости. Топванты были установлены на штатные места заранее.

Мачта стоит! Видно, что доска приподнята — финальную доводку мы выполняли лебедкой стаксель-фала.

И что особенно приятно — подмачтовый бимс, который я недавно установил, прекрасно выдержал нагрузку. После подъема я в испытательных целях набил весь такелаж до предела, но никаких деформаций или проблем не обнаружил. Споказал себя отлично, и я смело могу рекомендовать его другим яхтсменам, особенно тем, кто часто остается наедине со своей лодкой.