Это было моё первое в жизни самостоятельное путешествие на велосипеде. До этого момента я практически ничего не знал об устройстве двухколёсного друга. Но для такого серьёзного маршрута мне хотелось досконально разобраться во всех деталях: понимать, что может сломаться, как это починить, какие инструменты и запчасти взять с собой. Поэтому за два-три месяца до отъезда я буквально каждый день погружался в изучение темы.
Подготовка: от теории к практике
Сначала я составил исчерпывающий список необходимого снаряжения, объединив данные из пяти разных статей. Потом наступила пора YouTube — я пересмотрел десятки видеоуроков по обслуживанию велосипеда и тонкостям походной жизни. Затем начался долгий процесс подбора запчастей именно для моей модели. Кстати, велосипед был не мой, а моего друга, который любезно одолжил его мне на это приключение. Я заказал цепи, спицы, петух, камеры, запасную покрышку, всевозможные смазки, инструменты, шлем и многое другое. Старался экономить, ведь впереди были крупные траты на экшн-камеру, карты памяти и крепления к ней. Я собирался уволиться с работы и отправиться в путь, поэтому бюджет был таким же важным ресурсом, как и время. Единственное, на чём я решил не экономить, — это седло. Я купил себе Brooks B17 Imperial за 7500 рублей, считая, что комфорт в долгой дороге бесценен.
Самым сложным этапом стала полная переборка велосипеда. Мне хотелось и провести качественное обслуживание, чтобы быть уверенным в технике, и применить на практике недавно полученные знания. О, если бы я только знал, сколько времени это займёт! Дольше всего я возился с вилкой, задней втулкой (которую тоже решил перебрать) и с «яйцом» на заднем ободе — его, увы, исправить так и не удалось.
В путь, несмотря на всё
В итоге подготовка велосипеда и камеры была завершена, маршрут проложен, трансфер до посёлка Майма организован. Но вот седло… не подошло. Я так торопился (планировал выехать в начале июня, а получилось только 22-го), что установил новое седло в последний день и не ожидал подвоха. Крепление моего Corratec оказалось слишком широким для рельсов Brooks, а времени искать другое уже не оставалось — до отъезда было около 10 часов. Недоспав, я погрузил велосипед и 35 кг снаряжения (часть в велоштаны, часть в рюкзак на руль) в машину товарища, который тоже ехал на Алтай, и мы отправились.
Из-за проверок на въезде в Республику Алтай (ковидные ограничения) я сел на велосипед в Майме только в 17:00. До Телецкого озера (160 км пути) я добрался к обеду третьего дня. Всё это время я постоянно что-то настраивал: калибровал велосипед и снаряжение, чинил мелкие поломки, снимал с себя клещей, перекладывал вещи из рюкзака на руле (который постоянно терся о покрышку) в велоштаны и пытался что-то снимать на камеру и говорить в неё — впервые в жизни. Хотя я старался наверстать время (во второй день проехал около 85 км, изрядно вымотавшись на перевалах), на паром, отходивший на юг Телецкого озера в первой половине третьего дня, я опоздал всего на 2–3 часа. Попытался найти лодку, объехал весь берег, но для дальнего плавания на юг было уже слишком поздно. Пришлось смириться, что на сегодня путь окончен. Хорошо, что у меня был один запасной день.
Новый день — новые возможности
День четвёртый. Проснувшись в 5 утра и поставив личный рекорд по сборам лагеря, в 6:45 я уже грузился на корабль, который вёз ещё две машины и два велосипеда. Плыть предстояло 5 часов. К моей радости, на пароме была отличная каюта, и я успел вздремнуть полтора часа, а большую часть пути снимал окружающие красоты.
Я волновался о погоде и одновременно сгорал от нетерпения увидеть южную часть озера. Все, кому я говорил о своём маршруте через долину реки Чулышман (и кто там бывал), реагировали одинаково: начинали с протяжного «Ооооо», а потом сыпали самыми яркими эпитетами про невероятную энергетику тех мест. Так что мои ожидания были, мягко говоря, очень высокими.
И вот уже виден берег, и спустя полчаса я остаюсь один в совершенно ином мире. Не знаю, как это работает, но ту самую энергетику я почувствовал мгновенно. Будто перенёсся в другую реальность или оказался на миллион лет назад в нетронутом уголке Земли с ярко-зелёными пейзажами, извилистой рекой и десятками водопадов.
Обратите внимание: Первое путешествие оказалось не самым идеальным…..
Поражённый, я бросился снимать, закрепив камеру на голове. Наговорив минут пять и выплеснув все переполнявшие меня эмоции, я, выключая камеру, нащупал крышечку от объектива… прямо на нём! В итоге я ничего не заснял, расплескав эмоции в пустоту (хотя, может, так даже лучше?). Позже я потеряю эту крышечку, и до сих пор не знаю, к лучшему это или нет (ведь камеру на голове не видно, и первые дни я постоянно забывал снимать крышку). Всё же кое-что я отснял, и если вы дочитали до этого места, приглашаю посмотреть видеоролик — наверное, он передаст красоту этих мест лучше, чем слова.
Время снова поджимало. Я не успел проехать и пары километров, как началась непогода, и ещё час я потерял, пережидая дождь.
Долина Чулышман: красота и испытания
А потом началась Долина и выглянуло Солнце. Это была самая красивая долина из всех, что я видел. Настроение было прекрасным, я чувствовал себя отлично, хотя и забыл вколоть инсулин (у меня диабет 1-го типа). До второй от берега деревни под названием «Коо» было около 40 километров по очень плохой каменистой дороге. Ехал я медленно, переживая за багажник и покрышки. Смотря на часы, я понимал, что сегодня, наверное, не успею доехать, и это было даже к лучшему.
Я старался быть как можно менее заметным, чтобы обеспечить себе относительно безопасную ночёвку. Особенно старался оставаться незамеченным, когда сворачивал с дороги в поисках места для лагеря. Поэтому проезжать через деревню вечером и искать ночлег после неё — было не в моих планах.
Время шло, я продолжал ехать и снимать. Позже каменистая дорога сменилась более ровной, и я поехал быстрее. Ближе к 8 вечера я начал активно искать место для ночлега, но, как на зло, вокруг то не было ровных площадок, то они были слишком открытыми и просматриваемыми, то не было деревьев, которые могли бы укрыть меня от дождя, чужих глаз и дать возможность развести костёр. А костёр мне был очень нужен, потому что газ в горелке стремительно заканчивался, а пополнить его запасы в ближайшие 100–150 километров вряд ли бы удалось (у меня была накручивающаяся горелка нестандартного типа, как и это чёртово крепление под седло!).
Ничего не оставалось, как ехать дальше. И вот до деревни оставался всего километр, время поджимало. Я заметил отличное место — ровное, с небольшим подлеском у подножия горы. То, что нужно! Но радовался я недолго. Это оказался курган! Раньше в жизни мне не приходилось решать, можно ли спать на кургане, но в тот момент я подумал, что это будет неуважением к погребённым и не очень «позитивно» для меня самого. Так что я снова двинулся в путь — через деревню.
Время приближалось к 9, и хотя это был один из самых длинных дней в году, в горах темнеет рано. Проскочив деревню, я проехал ещё пару километров и начал лихорадочно искать место для ночлега, отказавшись по пути ещё от одного варианта. Ставить лагерь в темноте, когда нужно вытащить кучу вещей и установить палатку, занимает вдвое больше времени даже с фонарём. К тому же я хотел успеть что-то отснять — ведь это был мой первый вечер в Долине Чулышман! Поэтому я пренебрёг некоторыми своими принципами поиска и спустился в низину к реке. Там было ровно, росли деревья (так нужные моей лёгкой палатке для защиты от надвигающегося дождя), лежали камни (которые я расчищал под палатку) и тихо текла речка. Встал я второпях и совсем не успел насладиться вечером. Уставший и скрючившись в палатке, готовил ужин. Сомнительное удовольствие после целого дня в седле. Но Долина-то с особой энергетикой, правда? За проделанный путь она наградила меня спокойной ночью, а за ней — ясным утром с чистым голубым небом. Наступал новый, насыщенный день. Продолжение следует.
Больше интересных статей здесь: Путешествия.
Источник статьи: Моё первое одиночное велопутешествие. Алтай..
