На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)

В последнее время все больше появляется информации о производстве РЖД новых вагонов. Я систематизировал все, что известно на сегодняшний день о парке вагонов Федеральной пассажирской компании, и рассказал, как он будет обновляться.

На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
Новые двухэтажные вагоны на территории Тверского вагоностроительного завода. Фото: Кирилл Балберов.

Написать этот текст меня сподвигло то, что я постоянно вижу в Сети, в том числе в блогах на «Яндекс Дзене», много недостоверной информации о неких мифических вагонах будущего. При этом акценты зачастую расставляются совсем не там, где надо.

Я потратил два вечера, чтобы собрать исчерпывающую информацию о том, что представляет собой парк пассажирских вагонов сегодня и как он будет меняться дальше. Потратьте несколько минут, и вы тоже составите для себя полное представление.

Вагоны с биотуалетами и кондиционерами

Начнем с хорошей новости. По итогам 2018 года, в парке ФПК количество вагонов, оборудованных биотуалетами и кондиционерами, превысило 50%. То есть вероятность попасть в вагон, где туалет не закрывается на время санитарных зон и где комфортная температура, теперь намного выше.

Итак, в 2018 году в парке ФПК доля вагонов с биотуалетами – 59,6%; доля вагонов с кондиционером – 73,8%. Розетками оборудованы 50% вагонов, следует из годового отчета компании за 2018 год.

Купе и плацкарты

В 2018 году ФПК списала 2151 вагон и закупила 724 новых вагона.

На сегодняшний день самый молодой парк среди спальных одноэтажных вагонов – это плацкарты. Их средний возраст – 15 лет. Средний возраст купе – 19 лет, СВ – 17 лет.

Интересно, что в 2018 году было закуплено сразу 637 плацкартных и всего 78 купейных вагонов.

Так что сегодня во время покупки билета в купе надо понимать, что вероятность попасть в старый вагон выше, чем если вы берете билет в плацкарт.

Также у ФПК есть 362 двухэтажных вагона, абсолютное большинство из которых – это купе. Всего в парке ФПК без малого 18 тысяч вагонов.

На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
Скриншот годового отчета ФПК за 2018 год.

Сколько и каких вагонов ФПК купит в ближайшие годы

Для начала выдержка из решения совета директоров ФПК от 1 февраля 2019 года. В ней есть календарный план закупки вагонов. Вот как он выглядит.

Одноэтажные вагоны существующего модельного ряда – 315 ед в 2019 г.
Двухэтажные вагоны существующего модельного ряда – 161 ед в 2019 г., 36 ед в 2020 г.
Вагоны «2019» (одноэтажный двухвагонный сцеп) – 48 ед в 2019 г., 442 ед в 2020 г., 471 ед в 2021 г., 448 ед в 2022 г., 339 ед в 2023 г., 337 ед в 2024 г., 212 ед в 2025 г.
Вагоны «2020» (двухэтажный двухвагонный сцеп) – 132 ед в 2020 г., 130 ед в 2021 г., 140 ед в 2022 г.
Одноэтажные вагоны «2023» – 43 ед в 2023 г., 67 ед в 2024 г., 57 ед в 2025 г.
Двухэтажные вагоны «2023» – 157 ед в 2023 г., 91 ед в 2024 г., 104 ед в 2025 году.

Итого планируется приобрести 3 731 вагон, из которых 2 645 вагонов – твердый заказ и 1 086 – опционный заказ.

Теперь давайте разбираться, что известно про те или иные вагоны.

Одноэтажные вагоны существующего модельного ряда

2019 год – последний, когда закупаются старые добрые одинарные одноэтажные вагоны. Вы прекрасно их знаете – это и купе на 36 мест, и плацкарт на 54 места. Их производство прекращается.

На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
Вагоны старого модельного ряда на Тверском вагоностроительном заводе. Фото: Кирилл Балберов.

Двухэтажные вагоны существующего модельного ряда

Последний раз такие вагоны для РЖД сойдут с конвейера ТВЗ в 2020 году.

На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
Двухэтажный вагон на Тверском вагоностроительном заводе. Фото: Кирилл Балберов.

Вагоны–2019 (одноэтажный вагонный сцеп)

Я много писал про эти вагоны. От старых они отличаются в первую очередь тем, что там на два вагона – один проводник. В ФПК это называют термином «малолюдные технологии обслуживания пассажиров».

На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)

Купейная модификация такого вагона была недавно презентована РЖД. В купе появились сейфы, складной столик и индивидуальная регулировка температуры, в каждом вагоне душ, а место купе для проводника в одном из вагонов заняло пространство с холодильником с микроволновкой. Посадка в оба вагона будет осуществляться через один тамбур.

На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
Фото: Трансмашхолдинг.
На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
Фото: Трансмашхолдинг.
На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
Фото: Трансмашхолдинг.
На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
Фото: Кирилл Балберов.

Как будет выглядеть плацкартная модификация этого вагона, пока не понятно. Из фотографий, которые недавно утекли в Сеть, следует, что в плацкартных отсеках появятся некие шкафы-колонны, исчезнут третьи полки и появятся гигантские рундуки.

В то же время не до конца ясно, когда этот концепт будет реализован. Первые плацкарты на базе вагонов-2019 анонсированы уже в этом году, а новую «начинку» еще не показали даже на макетах.

В общем, есть шанс, что поначалу плацкартные вагоны-2019 будут выглядеть, как уже привычные нам, а позже их сделают с этими колоннами.

На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)

Вагоны-2020 (двухэтажный двухвагонный сцеп)

Про вагоны модельного ряда 2020 года достоверной информации пока немного. Точно известно, что это будет двухэтажный двухвагонный сцеп. Опять же с одним проводником на два вагона, то есть на более, чем сотню мест.

В вагонах-2020 увеличат габарит, за счет чего пассажиру на верхней полке на втором этаже будет не так тесно, как в нынешних двухэтажках. Сейчас вторая полка на втором этаже выглядит так.

На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
Двухэтажный вагон, второй этаж, верхняя полка. Фото: Кирилл Балберов.

Кроме того, в вагонах–2020 появится тележка с системой пневматического подвешивания кузова, обещают улучшить звукоизоляцию, ввести покупейную регулировку температуры воздуха, а также установить переговорные устройства для связи с проводником. В вагоне–2020 также будут души в каждом вагоне и сейфы для каждого пассажира.

Рендеры есть пока только такие. Этот – из годового отчета ФПК за 2018 год.

На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)

А эти картинки в свое время публиковали РИА Новости. Изображения, надо сказать, несколько противоречат друг другу.

На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)

Говорить о вагонах-2023 пока бессмысленно. Это все гадание на кофейной гуще.

Модернизированный плацкарт

Есть еще одна категория вагонов – это модернизированный плацкарт. Его начал производить в 2018 году завод «Вагонреммаш» на базе старых плацкартных вагонов.

Главная их особенность – возможность организации личного пространства для каждого пассажира за счет перегородок и индивидуальных шторок. Дизайн вагона – абсолютно новый и ни на что не похож. У пассажиров верхних полок появился дополнительный столик.

На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
Фото: Дмитрий Назаров.
На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
Фото: Кирилл Балберов.
На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
Фото: Кирилл Балберов.
На чем будем ездить. Как РЖД обновляет парк вагонов и что из этого получится (20 фото)
Фото: Кирилл Балберов.

Пока это все. Больше говорить предметно пока не о чем. Надеюсь, мне удалось прояснить нынешнюю ситуацию с вагонами и то, как она будет меняться.