Путь в Ростов
Проснувшись, я с облегчением обнаружил, что вчерашний ливень с градом не обернулся для меня простудой. За окном сияло чистое небо, и прогноз о дожде, к моей радости, не сбылся. Однако кроссовки оставались мокрыми, поэтому пришлось снова обувать шлепки.
Мы быстро собрались и позавтракали. Капс опаздывал на работу, но успел подбросить меня до вокзала. Накануне решили, что в Ростов я поеду на электричке — дешево и сразу в центр. Попрощавшись с другом на вокзальной площади, я наблюдал, как его машина скрывается вдали.
Турникетов на станции не было, но местные предупредили, что в Ростове на выходе с платформы они есть. Покупать билет не хотелось, и я стал размышлять. Проехать «зайцем», уворачиваясь от контролеров, а потом искать в Ростове лазейку? Звучало рискованно. Неизвестно, насколько строги контролеры и смогу ли я проскользнуть быстрее, чем меня поймают.
Мелькнула мысль о товарняке — давняя мечта, но слишком непредсказуемая: нужно идти на товарную станцию, искать подходящий состав, который может прийти в промзону. Долго и ненадежно. В итоге я решил, что дешевле и, возможно, даже быстрее будет проверенный способ — автостоп.
Становлюсь популярным
До выезда из города решил дойти пешком, это около трех километров. Идти в шлепках с тяжелым рюкзаком было не очень удобно, но мокрые кроссовки казались худшим вариантом. Погода стояла прекрасная, около +23, без единого облачка. Настроение сразу улучшилось.
На выезде из города мне почти сразу повезло — поймал первую машину до развилки, где трасса разделяется на окружную и дорогу в Ростов. Меня высадили чуть раньше, и я спокойно пошел по обочине. И тут случилось неожиданное: мимо проезжал серый Nissan, сигналил и остановился. За рулем был парень лет 35, который спросил, куда я направляюсь, и предложил подвезти до Ростова. Оказалось, он видел меня еще на выезде из города, но тогда не мог взять. В дороге мы приятно пообщались. Он дал несколько советов по Ростову: найти креативное пространство на Суворова, 52а и парамоновские склады — затопленные старые здания, популярные у фотографов. А еще настоятельно рекомендовал съездить в станицу Старочеркасскую, колыбель донского казачества.
Он высадил меня перед въездом в город, так как сам сворачивал на окружную. Неожиданно попросил сфотографировать меня на память. Я удивился, но согласился. Так у него осталось фото путешественника с рюкзаком, а у меня — селфи с новым знакомым.
И снова на окраине без денег
На въезде в город стоял пост ДПС, рядом — военный Урал, солдаты в полной экипировке проверяли машины. Внимания удостоился и я. Подошел, и меня встретил полицейский с вопросами: «Куда? Откуда? С какой целью?» Рассказал, что путешествую автостопом, еду смотреть Ростов из Таганрога. Он с интересом спросил, нравится ли мне такой способ передвижения, проверил документы и, к моему облегчению, отпустил, не обыскивая рюкзак.
Чуть дальше обнаружил автобусную остановку. Выяснилось, что до центра на одном автобусе не доехать — нужна как минимум пересадка. Денег, как обычно, не было.
Сначала попробовал остановить машину, постоял минут десять, но удачи не было. Решил не тратить время.
Просить деньги у прохожих уже не так страшно, но проблема была в их отсутствии. Окраина, промзона — только бабушки на остановке да подозрительные мужчины. Но вот я заметил женщину лет сорока. Решился попросить. Ура! Она дала денег на билет. В автобусе мы разговорились, я рассказал о своем путешествии. В итоге она дала мне еще и на второй автобус, который довез до самого центра.
Ростов-папа
Выйдя в центре, я не сразу увидел знакомые признаки главной площади или проспекта, но решил, что разберусь. Прямо на остановке переобулся — кроссовки наконец-то высохли на солнце, да и ходить по городу в шлепках не хотелось. Заодно съел пирожки, которые дала с собой супруга Василия Ивановича. Они, конечно, помялись в рюкзаке, но от этого не стали менее вкусными.
Сверился с картой, выбрал направление и отправился на поиски интересного. Вышел на площадь Советов, где вместо привычного Ленина стоит памятник Первой Конной армии — дух казачества начал ощущаться сразу. Рядом — правительство области и красивое здание Госбанка.
Попытался завязать разговор с местными. Две пары девушек отнеслись настороженно и не смогли толком ничего посоветовать. Не судьба. Зато потом познакомился с семьей на велосипедах. Они рассказали, что главная улица — Большая Садовая, а креативное пространство находится на параллельной ей Суворова. Про парамоновские склады сказали, что они где-то ближе к набережной, но точного места не объяснили. Что ж, решил сначала найти это креативное пространство — интересно же, что там.
На улицах было много полицейских, но от этого становилось не страшно, а спокойно. Все в летней форме, многие с шикарными усами. Город произвел впечатление — большой, современный, ухоженный, не провинциальный. Много парков и скверов, где можно укрыться от солнца. Мне уже нравилась его атмосфера.
Креативное пространство «c52» оказалось местом вроде московского Flacon — хипстерское гнездо с крафтовыми магазинчиками и не самыми дешевыми кафе. У входа сидели парень с девушкой, которые сообщили, что из-за отключения света внутри ничего не видно. Я просто набрал у них воды и пошел дальше.
Возле одного из отелей на парковке меня ждал настоящий восторг. Там стояли ретро-автомобили — американцы 50-х — 70-х годов: пикапы, кабриолеты, маслкары. Я обожаю старые американские авто, и видеть их не в музее, а на ходу, было невероятно. Оказалось, ребята ехали с фестиваля в Керчи и возвращались в Москву своим ходом. Я был в полном восхищении.
Дойдя до очередного сквера, я решил, что ничего круче этих машин уже не увижу, и отправился искать парамоновские склады. Нашел их быстро, но ожидания не оправдались.
Раньше они действительно были частично затоплены, и там купались. Теперь же воду спустили, родники закрыли в трубу. Склады являются памятником архитектуры, но по факту это просто заброшенное место, где тусуются местные.
Я спустился на набережную. Было около двух дня, а я, кажется, уже посмотрел в Ростове все интересное. Меня ждали в Краснодаре послезавтра, но нужно было куда-то деть еще двое суток.
Решил ехать в Старочеркасскую. Можно автостопом, но я хотел попробовать другой способ — говорят, туда ходит корабль по Дону. Попытка провалилась: кораблей сегодня не было, они ходят только по выходным пару раз в день. Да и на причале стояли турникеты. Решил досмотреть набережную и искать автобус на выезд.
На набережной предпринял еще одну попытку познакомиться. Две девушки холодно ответили: «Мы не знакомимся». Так Ростов и запомнился мне городом, где девушки не очень жаждут новых знакомств.
Посидел на лавочке в тени, отдохнул (гулять с рюкзаком — то еще удовольствие) и пошел в гору. Подъем от набережной к центру был крутой, градусов 30. Преодолев его, я вышел к центральному собору.
Ростов — город контрастов: прямо у стен собора шумел рынок с овощами, фруктами и одеждой. Чуть дальше нашел пешеходную улицу, похожую на Арбат, и парк Горького.
Город мне определенно нравился: южный, солнечный, зеленый, чистый. И люди, хоть и не все шли на контакт, в большинстве своем были отзывчивыми.
Станица Старочеркасская
Рассчитал самый быстрый маршрут до станицы: автобус до станции электрички, потом электричка на четыре остановки, и последний отрезок — автостопом. Остановка была рядом с парком. Там я нашел двух девушек лет двадцати, попросил денег на проезд. Они не только помогли, но и согласились пообщаться, пока ждали автобус.
Электричка шла по берегу Дона, и из окна казалось, будто плывешь по воде. В автобусе четыре бабушки чуть не подрались, споря, на какой остановке мне лучше выйти. Еще две проследили, чтобы я не проехал свою. Вышел, до электрички оставалось 15 минут. По дороге на станцию со мной разговорилась женщина из того же автобуса. Люди здесь очень открытые.
Электричка была короткой, всего четыре вагона. Захожу — а там контролеры. Бегать бесполезно, вагоны короткие, платформы низкие. Решил попросить по-честному. Подошел и сказал: «Я бы заплатил, да нечем. Разрешите проехать четыре остановки, не выгоняйте, пожалуйста». И они разрешили!
На своей станции поблагодарил контролеров и вышел. В метрах пятидесяти над путями — старый автомобильный мост. Через бурьян забрался на него и пошел. Даже здесь, на маленьком мосту, стояла металлическая фигурка казака с шашкой на коне. Дух казачества чувствовался повсюду.
Не успел спуститься с моста, как увидел машину, едущую в нужном направлении. Не надеялся, что остановятся, но водитель махнул рукой, и я уже ехал в станицу.
Столица донского казачества
Старочеркасская — по сути, большая деревня без многоквартирных домов. Основана в 1569 году (тогда город Черкасск). Отсюда казаки ходили в походы, в 1637 году взяли турецкую крепость Азов. Турки в отместку сожгли Черкасск. Город горел не раз, и после пожара 1744 года его так и не восстановили полностью. В 1804 году атаман перенес столицу в Новочеркасск. После этого город стал Старочеркасском, а к концу XIX века и вовсе потерял статус города, превратившись в станицу.
Еще одной причиной переноса были частые наводнения из-за разливов Дона. Поэтому некоторые старые двухэтажные дома здесь имеют каменный первый этаж и деревянный второй. Во время паводка вещи переносили наверх, а первый этаж затапливало.
Старочеркасская — популярное у туристов место: смотрят старый казачий город, церкви, монастырь. Местные продают сувениры. Ростовчане приезжают на выходные отдохнуть и искупаться в Дону. Станица живет размеренно. Местные гуляют с детьми в сквере, рядом археологи ведут раскопки. Все очень ухоженно, чисто. И что удивительно — нет ощущения провинциальной депрессии или гопников. Очень приятное, спокойное место.
Новые знакомства
Погуляв по станице, я задумался о ночлеге. Вечерело. Решил, наконец, поставить палатку — надоело таскать ее просто так. Места на берегу Дона живописные, погода хорошая.
Нашел пляж, идеальное место, но он оказался огорожен и, похоже, частным. Неподалеку за столиком сидели две девушки. Решил спросить у них про ночевку. «Палатку поставить можно, но это будет стоить 500 рублей», — ответили они. Пляж действительно частный, купаться можно бесплатно, а за дополнительные услуги (столик, мангал, место для палатки) нужно платить. У людей здесь свой бизнес, они хорошо зарабатывают на приезжих ростовчанах.
Идти дальше и искать другое место не хотелось, и я просто сел пообщаться с девушками (они выглядели дружелюбно). Может, они сами предложат ночлег. Мы просидели часа два. Девушки работали в баре на этом пляже. Одна из них рассказывала, что раньше жила в Москве, но вернулась на родину и ничуть не жалеет. Многие думают, что все возможности только в столице, а на самом деле люди прекрасно живут и за ее пределами, и не все стремятся в Москву. Просто им и здесь хорошо, без суеты.
Монастырь
Девушки на ночлег меня не пригласили, но предложили другую идею: «Иди в монастырь, попросись переночевать. Там не откажут. Скажи, что ты православный, если спросят». Они даже хотели позвонить местному батюшке, но он не брал трубку. Темнело, девушки собирались закрывать бар. Появился их начальник. Ну что ж, подумал я, выходить из зоны комфорта, так по полной. Пошел в монастырь.
Пришел, сел на лавочку, жду кого-нибудь из служителей. Появился мужчина в рясе. «Добрый вечер, меня зовут Владислав. Извините за беспокойство, я путешествую и ищу место для ночлега», — обратился я. Он ответил что-то вроде: «Все мы в этой жизни путешественники, но дорога у нас одна — к Богу». Я кивнул, и он продолжил: «Я послушник, не могу помочь. Ищи священника, у него на груди крест». Вскоре появился священник. Выслушав меня, он сказал, что тоже не может распоряжаться гостеприимством монастыря, но посоветовал обратиться после вечерней службы к другому священнику, отцу Никону.
Люди стали собираться на службу. Я тоже зашел в храм и отстоял ее. Я крещеный, вырос в православной семье, поэтому в церкви чувствую себя нормально, хотя считаю, что вера должна быть прежде всего внутри человека.
После службы мне указали на отца Никона. Он выслушал и разрешил остаться на ночь. Мы пошли в закрытую часть монастыря, где охранник на ночь забрал мой паспорт. Я немного напрягся, но решил, что без моего согласия меня все равно не удержат. Спать я буду не в самом монастыре, а в доме с послушниками на другом конце станицы. Отец Никон спросил, голоден ли я. За весь день я только позавтракал и съел три пирожка. Кухня уже не работала, но для меня нашли еды: картошку, рыбу, огурцы и помидоры. Сказали, что утром хорошо бы отстоять службу, после нее накормят завтраком. Я промолчал, что это не в моих планах.
В дом послушников шли минут пятнадцать. Мой провожатый рассказал, что послушники живут при монастыре, не имеют церковного звания, но содержатся за счет церкви, выполняя здесь работу. Сюда их привели разные обстоятельства: кто-то борется с зависимостями, кого-то выгнала жена, кто-то сознательно хочет стать монахом. Самые обычные люди с мирскими проблемами, но глубоко верующие.
В доме меня ждал сюрприз. Я ожидал увидеть темные кельи со скрипучими кроватями. А оказалось — обычный, хоть и старый домик с душем, стиральной машинкой и кондиционером. В комнате стояло восемь кроватей, на некоторых мужчины читали книги, сидели в смартфонах, смотрели сериалы на ноутбуке. При моем появлении состоялся диалог:
— Что, странствуешь?
— Ага…
— А мы тут молиться пытаемся.
Ужинал я в компании кота. Рыбу я есть не решился, а картошку с огурцами съел с удовольствием. Принял душ и рухнул на свободную кровать в спальнике.
Третья ночь в путешествии, а я все еще ночую в более-менее цивилизованных условиях. Мне везет. И я потихоньку привыкаю к такому образу жизни, когда не знаешь, что будет завтра, где поешь и где уснешь. Приключения захватывают, каждый день полон событий, и это даже начинает нравиться. Нужно засыпать, завтра вставать в шесть утра — идти с послушниками на утреннюю службу. А после мой путь лежит в сторону Элисты, столицы Калмыкии.
