Батарея Поночевского

Батарея Поночевского

Батарея Поночевного - это легендарная 221 береговая батарея, геройски воевавшая во время Великой Отечественной Войны. От нее практически ничего не осталось. Рядом, уже после Войны, выстроили комплекс береговой обороны, состоящий из 4-х орудийных блоков и командно-наблюдательного пункта.

Батарея Поночевского

Батарея была построена в начале 1950-х гг., в составе 4 орудийных блока, блок силовой станции и блок КП.

"... 10 июля гитлеровцы нанесли по ней сильный удар: несколько групп «юнкерсов», а в каждой группе было по двадцать самолетов, волнами бомбили ее позиции.

Я не помнил случая, чтобы столько самолетов в один день бомбило какую-нибудь батарею. Похожая бомбежка, пожалуй, была в сорок первом году на острове Сааремаа, на мысе Сворбе, где фашисты навалились на только что введенную в строй башенную 180-мм батарею капитана Стебеля. Но тот удар не сравнить по мощи и ожесточенности с ударом по 221-й батарее на Среднем. Чем же она привлекла к себе противника?

Как только наша эмка перевалила через сопку, следуя по дороге вдоль ручья Корабельного, открылась удивительная панорама пологого склона западной части Среднего, покрытого густым, но низкорослым кустарником. Спуск вел к Варангер-фиорду. Почти на самой оконечности полуострова, неожиданно голой, расцвеченной лишь мхом и камнями, стояли хорошо видные сверху три орудия. Слева просматривалась губа Малая Волоковая — Матти-вуоно. Северный берег материка на всем видимом пространстве горист и крут, а километрах в девяти-десяти — вход в какой-то залив. Это и был, оказывается, Петсамо-вуоно. Справа от дороги резко вверх поднимались склоны высоты 213,0.

Но что это оказалась за батарея! Три старые стотридцатки, бывшие на вооружении флота еще в первую мировую войну, значительно уступавшие нашим новым системам Б-13–2-С, стояли на деревянных основаниях в двориках с низкими земляными брустверами. Дворики сзади открытые, нет защиты ни людям, ни самим системам, разносы между орудиями не превышают 50 метров. Сама по себе позиция неудачно выбрана. Приборов управления стрельбой не было, вся техника — один оптический дальномер и один незащищенный прожектор.

Поставленная в конце марта 1940 года против выхода из Петсамо-вуоно в Варангер-фиорд, 221-я батарея открыла огонь по морской цели на второй день войны, потопила вражеский корабль на пятый день, а на седьмой ее уже зверски бомбили 24 фашистских пикировщика. Выйдя с потерями из первой бомбежки, но быстро залечив раны, батарея стала так активно блокировать залив Петсамо-вуоно, топя выходящие оттуда и идущие туда транспорты и корабли, что противник для прикрытия своих конвоев и подавления трех старых стотридцаток установил на мысах Нумеропиеми и Ристаниеми у выхода из Петсамо-вуоно две 105-мм батареи, а в глубине этого залива одну 150-мм и одну 210-мм. Четыре сильные батареи против нашей одной! Эту батарею от бомбежек и авиаштурмовок поначалу прикрывала счетверенная пулеметная установка М-4, единственная и настолько бессильная, что фашистские летчики безнаказанно гонялись за людьми на берегу, за лошадьми, перебили даже всех свиней, выкормленных краснофлотцами для камбуза перед войной. Наконец, поставили для ее прикрытия еще и 222-ю зенитную батарею из четырех сорокапяток, включив ее в состав 113-го дивизиона.

Достаточно было взглянуть на буквально изрытое воронками пространство вокруг береговых и зенитных орудий, чтобы понять, в каких тяжелых условиях сражаются артиллеристы.

Я спросил Поночевного, какие задачи поставлены его батарее. Он назвал две: первая — во взаимодействии с 15-м отдельным пулеметным батальоном и 107-мм батареями Кокорева и Замятина не допустить высадки противника на западный берег полуострова Средний, вторая — блокировать огнем залив Петсамо-вуоно.

Похоже, мы сами еще в полной мере не понимали значения этого залива для гитлеровцев. Их войска, сосредоточенные в Заполярье, нуждались в огромном количестве грузов, доставляемых именно морем. Железных дорог в северной Финляндии не было. Почти не было и шоссейных дорог: единственная стратегическая магистраль связывала Петсамо через Рованиеми с Хельсинки и Турку, а небольшое шоссе вело в Киркенес. Для финнов Турку давал выход через Або-Аландские шхеры в Балтику, Петсамо — через порт Лиинахамари и Варангер-фиорд в Баренцево море. Но для фашистов главным стал именно путь в Баренцево море. Петсамо был их главным, ключевым пунктом. Не только потому, что там располагались штабы и части горнострелкового корпуса «Норвегия», а Лиинахамари стал основным портом для снабжения войск и всех перевозок, но и по другой, более серьезной причине.

Петсамо, Лиинахамари и Киркенес имели для гитлеровской Германии в ходе второй мировой войны исключительно важное стратегическое значение из-за никеля. В 70–80 километрах от Лиинахамари и Петсамо находились самые богатые в Европе медно-никелевые разработки — 90 процентов всех европейских запасов никеля. Весь добываемый здесь металл шел с начала сорок первого года только в Германию. А никель — это легированные стали для брони кораблей, танков, для артиллерийских орудий, снарядов, для моторов и прочих военных изделий.

Забегая вперед, приведу более поздние данные о значении северного никеля для фашистской Германии: к середине сорок третьего года добыча чистого никеля здесь составляла более 6 тысяч тонн, что покрывало на 60 процентов потребность военной промышленности не только Германии, но и захваченных ею стран. Тогда мы всех этих цифр, конечно, не знали, но о разработках медно-никелевой руды возле Петсамо и вывозе ее в Германию было известно. Значит, жесткая блокада Петсамо-вуоно диктовалась стратегической необходимостью. По силам ли такая задача слабосильной и технически устаревшей батарее Поночевного?..

Если из разговора с командующим флотом я усвоил, что обладание Рыбачьим гарантирует безопасность подходов к Кольскому заливу, а следовательно, обеспечивает и боевую деятельность флота, то теперь, в первые часы пребывания на 221-й батарее, я понял и другое: обладание Средним позволяет нам всерьез заблокировать Петсамо.'

(по материалам "Военная литература")

От легендарной 221 береговой батареи ( Батарея Поночевного) , геройски воевавшая во время Великой Отечественной Войны практически ничего не осталось.

Рядом, уже после Войны, выстроили комплекс береговой обороны, состоящий из 4-х орудийных блоков и командно-наблюдательного пункта.

На фоне всеобщей разрухи, вызывает восхищение тот факт, что все механизмы орудий обильно смазаны смазкой. Такое ощущение что их законсервировали  ...