Первые впечатления от Марокко: от Касабланки до колоритного порта Эс-Сувейры

Цитата Марка Твена, приведенная выше, как нельзя лучше отражает наши чувства перед этой поездкой. Мы искали место, где всё — от архитектуры до запахов — будет абсолютно новым, другим, не похожим на привычный мир. И мы нашли это в Марокко.

Сразу скажу главный вывод: девять дней для этой страны — это катастрофически мало. Чтобы по-настоящему погрузиться в её атмосферу, пожить в маленьких деревушках, а не просто пробежаться по крупным городам, нужно минимум две-три недели. Поэтому я твёрдо решил, что обязательно сюда вернусь.

Идея посетить Марокко родилась у меня вместе с увлечением фотографией. Меня манили сюда не мандариновые сады и уж точно не легендарный гашиш, а невероятная архитектура, контрастные пейзажи, глубокая культура и кипящая уличная жизнь. Это настоящий рай для любого фотографа, жаждущего запечатлеть подлинный восточный колорит.

Планирование маршрута я начал, как всегда, с изучения ключевых достопримечательностей. Наметив их на карте, я стал выстраивать кольцевой путь так, чтобы ежедневные переезды не превышали 400-500 километров, параллельно изучая интересные места по пути. Когда общая картина сложилась, встал вопрос: двигаться по часовой стрелке или против? Выбор пал на движение против часовой. Причина была проста: самые длинные перегоны мы решили преодолеть в первой половине путешествия, пока энтузиазм и силы на максимуме.

Касабланка: мимоходом

Готовясь к поездке, я начитался в сети пугающих историй: «здесь разведут», «тут обманут», «вас ограбят». Отзывы, причём не от избалованных туристов, а от опытных самостоятельных путешественников, создавали напряжённое настроение. Особенно много плохого писали про Касабланку и Марракеш — главные воздушные ворота страны, куда стекается основной поток гостей.

В итоге мы приняли стратегическое решение: в Касабланке не останавливаться. Прилетев, мы сразу направились в прокатную контору за автомобилем. Очередь на паспортный контроль была внушительной, пограничники проверяли документы тщательно и неспешно. Этот «марокканский неторопливый подход» мы в полной мере ощутили и на вылете, когда офицер минут десять сверял лицо китайского туриста с фотографией в паспорте. Совет: при вылете из Касабланки приезжайте в аэропорт за три часа.

Важный момент: для аренды авто в Марокко необходимы права международного образца. Нашим железным конём стал Citroen C4 Cactus. Несмотря на моё предубеждение против французских машин, этот кроссовер приятно удивил, особенно экономичным расходом топлива — около 4-5 литров на сотню.

Загрузив вещи, мы отправились в первый 370-километровый бросок к цели — древнему португальскому городу, некогда пристанищу пиратов, Эс-Сувейре.

Эс-Сувейра: пробуждение в порту

Дорога заняла чуть больше пяти часов. В город мы въехали уже глубокой ночью, не останавливаясь по пути — сказывалось влияние тех самых пугающих отзывов из интернета. Почти во всех городах (кроме Марракеша) мы селились в медине — старинной части с лабиринтом узких улочек, чтобы максимально прочувствовать атмосферу. Наш первый риад (традиционный гостевой дом) оказался невероятно уютным и аутентичным.

На следующее утро я проснулся с мыслью, что нужно немедленно начать знакомство со страной и развеять свои собственные предубеждения. Куда идти в портовом городе? Конечно, в порт! Мы двинулись на звук пронзительных криков чаек и подсказываемый носом насыщенный аромат моря и свежей (и не очень) рыбы.

Было около шести утра, но жизнь в порту кипела, как в разгар дня. Юркие чайки, вездесущие коты, загорелые рыбаки и перекупщики — всё это кружилось в хоре вокруг только что пришедших лодок. Колоритные персонажи были настолько поглощены своим делом, что поначалу совершенно не обращали на нас внимания, позволив влиться в этот удивительный водоворот жизни.

Лучше, чем любые слова, об этом утре расскажут фотографии ниже.

Примерно через полтора часа наше присутствие начали замечать. Интерес к фотосъёмке стал падать, и мы отправились на поиски завтрака, окончательно пропитавшись духом моря и рыбы.

По рекомендации путеводителя мы нашли местную кофейню. Она оказалась приятным миксом европейского стиля и восточных деталей. Заказав подобие круассанов и капучино, мы устроились за уличным столиком наблюдать, как просыпается город. Постепенно все переулки наполнялись жизнью: раскрывались лавки с фруктами и тканями, мужчины в джеллабах сновали на видавших виды мотороллерах, мальчишки играли с котами или помогали разгружать те самые знаменитые марокканские мандарины. Город на глазах превращался в гигантский, шумный и красочный рынок под открытым небом.

Пока не наступил полуденный зной, я решил пройтись по этому рынку и поснимать местную жизнь. Но с зеркальной камерой в руках оставаться незамеченным было невозможно. Реакции людей были разными: кто-то улыбался, кто-то требовал плату за кадр, кто-то демонстративно отворачивался или жестикулировал. Эту пеструю палитру эмоций лучше передадут следующие фотографии.

Насыщенные впечатлениями, измученные палящим солнцем и жаждой, мы покинули Эс-Сувейру и отправились в сторону Марракеша — сердца марокканского туризма.

Но об этом — в следующей части рассказа.