Сегодня мы наблюдаем, как постепенно уходит в прошлое петербургский трамвай, чье присутствие на улицах становится все менее заметным. Однако история городского транспорта хранит память о множестве куда более необычных средств передвижения, которые давно канули в лету. Давайте вспомним некоторые из них.
1. Омнибус
Это был небольшой вагон, который тянула упряжка лошадей. Он курсировал по самым разным маршрутам, но исключительно в черте города. По сути, омнибус можно считать прямым предшественником современного автобуса.
2. Дилижанс
Внешне очень похожий на омнибус — тот же конный вагончик. Главное отличие заключалось в маршрутах: дилижансы связывали город с его пригородами, выполняя роль междугороднего сообщения.
3. Конка
По сути, это был усовершенствованный омнибус, но двигавшийся по проложенным рельсам. Вагоны были больше, а часто имели и второй этаж, который назывался «империал». Первые линии конки появились в центре Петербурга, а позже добрались и до окраин.
4. Паровая конка (паровой трамвай)
Это уже был настоящий паровоз, к которому цепляли несколько пассажирских вагонов, похожих на вагоны конки. Проезд на втором этаже обходился значительно дешевле, ведь пассажиров там беспощадно засыпало копотью из трубы локомотива. В Петербурге было всего два таких маршрута — в районы Лесной и Мурзинка.
5. Извозчик
Пожалуй, самый известный и узнаваемый вид транспорта доавтомобильной эпохи, не требующий особых представлений. Личный наемный экипаж с кучером.
6. Рикша (зимний вариант)
А вот это уже настоящая экзотика, существовавшая в начале XX века. Зимой крепкий молодой человек, обутый в коньки, перевозил по льду Невы седоков, устроившихся в санях, которые он толкал перед собой.
7. Рельсовый перекат
Еще один диковинный способ переправы. Он представлял собой длинную ледяную горку, проложенную от Сенатской площади на противоположный берег Невы. Пассажиры спускались по ней в больших санях. Это было исключительно зимнее развлечение, просуществовавшее всего пару лет.
8. Паром
Там, где через узкие речки не было мостов, горожан выручали паромные переправы. Одна из таких работала, например, на Черной речке у Строгановского сада.
9. Трамвай на льду
Остроумное решение, рожденное из противостояния. Чтобы обойти запрет владельцев конки на прокладку трамвайных путей по улицам, предприимчивые инженеры проложили рельсы прямо по льду замерзшей Невы. Было запущено три маршрута: от Сенатской площади, от Зимнего дворца и от Суворовской площади.
10. Аквабус
А этот вид транспорта — уже из нашего недавнего прошлого, из XXI века. Аквабус представлял собой пассажирский катер, курсировавший по определенным водным маршрутам Петербурга. К сожалению, проект оказался недолговечным и просуществовал всего несколько лет.
