Воины, насильники, грабители среди древних чукчей, какими они были (и при чем тут русские кулаки)

Интересно, что у древних чукчей раньше было одно слово для всех этих значений: "сильный человек", "воин", "влиятельный человек", "насильник", "грабитель". Ты называешь это слово, а чукча, с которым ты общаешься - сам (видимо по контексту) понимает его значение.

Например, "Ого! - говорит отец после удачного выстрела, сделанного его малолетним сыном. - Вот я создал будущего насильника, грабителя чужих стад, воина я создал. Я - хороший человек".  


На самом деле от три раза произносит одно и то же слово, но всем понятно, что употреблено оно в разных контекстах.

Раньше у чукчей часто применялось значение "воин", но со временем, к началу ХХ века, оно трансформировалось в то, что это "прежде всего человек, обладающий большой физической силой, смелостью и склонностью к приключениям".

В целом с войнами, и сильными людьми все понятно. Но что за значение имел насильник? Интересно, что это не тот, кто насилует женщин, а скорее что-то вроде разбойника.

Например, "сосед, с помощью своего двоюродного брата, убил хозяина стойбища. После этого он поселился в семье убитого и начал резать для себя оленей из его стада. Убийца оставался на стойбище до тех пор, пока не осталось ни одного оленя. Только тогда он ушел от них. В чукотских рассказах часто описываются подобные случаи".


Но, как пишет известный этнограф - В.Г. Богораз, "на самом деле, у приморских чукоч я не встречал случаев подобных вышеописанным. В общем можно сказать, что приморские чукчи, несмотря на то, что они храбрее оленеводов, гораздо спокойнее и миролюбивее их".

А буйных они успокаивали так: "У нас никогда ничего не случается, - рассказывали чукчи и эскимосы приморских поселков, - хотя у нас и нет начальников. Во время пьянства те из нас, кто не пьет, успокаивают буйных пьяных и, если необходимо, то даже связывают их, вообще несут на себе обязанности ваших полицейских".

Кстати, интересно, что и сейчас у коренных народов севера, по крайней мере у ненцев, похожая практика. Если люди в поселке напиваются, буянят и даже кого-то из своих в драке или споре порежут или покалечат, то в полицию никто не пойдет, а успокаивать буйного будут своими силами. Ну а на счет ущерба потом разберутся или просто простят его (учитывая, что в следующей пьянке, вполне возможно, пострадавший также начнет буянить и отомстит обидчику - по сути все эти драки уже и происходят не просто так, а как припоминание прошлых обид, которым из-за долгой жизни вместе уже нет числа).

Ну а вызовут полицию лишь с самом крайнем случае, если произойдет убийство и без начальства уж никак не обойтись.

Воины, насильники, грабители среди древних чукчей, какими они были (и при чем тут русские кулаки)

Так вот, а возвращаясь к чукчам. Интересно, что в рассказах приморского происхождения "насильники" тем не менее все равно встречались часто. Однако, в противоположность оленеводческим рассказам, "насильник" у приморских охотников здесь обычно бывал самым богатым человеком в поселке, хозяином "переднего дома". Охота проходила у него всегда удачно, у него всегда был большой запас провизии. Но он не помогал своим бедным соседям и в этом заключалась его главная жестокость по отношению к людям. Кроме того, он бил их, выгонял из дома и всевозможными способами доказывал им свое превосходство и презрение к ним.

По-моему, это описываются натуральные русские "кулаки", по всем признакам.