Как амбиции и деловая хватка превратили крестьян Коноваловых в крупнейших фабрикантов Российской империи
Трудно представить, но немногим более ста лет назад Россия опережала по производству тканей многие страны, и в том числе нынешнего мирового гиганта – Китай. Сейчас же о былом величии могут рассказать лишь готичные, краснокирпичные корпуса фабричных городков, разбросанных по Ивановской и многим другим областям страны.
Когда-то в конце XVIII – начале XIX веков в городках и селах нынешней Ивановской области начиналась история российской текстильной промышленности. Это была заслуга многих династий фабрикантов, но в их ряду особо стоит семья Коноваловых. Их мануфактура располагалась в селах, образовавших современную Вичугу, – городок на 30 000 жителей. А их наследие до сих пор служит верой и правдой людям, давая кров, работу и лечение.
31 января 1918 г. разом перевернуло жизни более десятка тысяч человек, живших в селе Бонячки Костромской губернии. Конечно, те самые эпохальные события, изменившие судьбы обитателей огромной империи, произошли раньше – в октябре 1917 г. Но до Бонячек они докатились только через несколько месяцев в виде декрета Совета народных комиссаров, который 31 января постановил "конфисковать всё имущество фабрики "Коновалов" в Бонячках и Каменке Костромской губернии, в чем бы это имущество ни состояло, и объявить его собственностью Российской Республики. Весь служебный и технический персонал обязан оставаться на местах и исполнять свои обязанности. За самовольное оставление занимаемой должности или саботаж виновные будут преданы революционному суду". Сам же владелец-фабрикант, потомок прославленной династии – Александр Иванович Коновалов, на тот момент уже как бывший министр торговли и промышленности Временного правительства, ждал своей участи в тюрьме Петропавловской крепости в Петрограде.
Ароматное село и старинный крестьянский бизнес
У села Бонячки довольно интересная версия происхождения. От Вонячки, то есть места, где воняет. Оно и неудивительно: окраска тканей – процесс и правда "ароматный". Со второй половины XVIII века в этих местах стал формироваться свой промысел или бизнес. Многие крестьяне в местах, относящихся сейчас к Ивановской области, стали закупать хлопковое сырье, лен, красители и пр. и размещать заказы на производство тканей у других крестьян. Не было почти ни одного крестьянского дома, где бы не стучали ткацкие станки. Особо предприимчивые разворачивали бизнес за счет расширения сети производств, строительства красилен, развития торговли. Дополнительный толчок становлению ткачества в этих краях дали события 1812 г., когда были разорены такие же предприниматели из Московской губернии.
Первые Коноваловы как раз и были такими особо предприимчивыми крестьянами.
Начало империи
Датой основания дела Коноваловых считается 1812 г., с предприятия выкупившегося у помещика Хрущёва крепостного крестьянина из деревни Сидоровское Петра Кузьмича Коновалова (1781–1846 гг.). Начав, как и многие, с размещения заказов, он затем посчитал более перспективным вложиться в собственное производство. Работал над его эффективностью, например установил конные приводы для станков, увеличив выпуск продукции.
Коноваловский текстиль был весьма востребован много где в России. К 1843 г. предприятие получило награду – право использовать государственный герб на вывесках фабрики и ее изделиях.
Пётр Кузьмич пользовался большим авторитетом у земляков. Вот что говорит о нем один из персонажей романа Мельникова-Печерского "В лесах": "Выискался смышленый человек…, Коноваловым прозывался, завел небольшое ткацкое заведение, с легкой руки его дело и пошло, и пошло. И разбогател народ. Побольше бы Коноваловых у нас было – хорошо народу бы жилось".
А вот как выглядели взаимоотношения с купцами в 1830–1840 гг. с другой, крестьянской стороны в мемуарах купца первой гильдии Фёдора Бобкова: "В течение целой зимы я учился читать и писать. Однажды пришел сосед и попросил написать записку в контору Коновалова выслать ему утку для миткаля, который он ткал для конторы. Я написал и с нетерпением ждал ответа. Боялся, что не разберут моего писания. Когда я узнал, что записка прочитана и утка послана, я был очень счастлив и стал считать себя великим грамотеем".
Сын Петра Кузьмича – Александр Петрович – тоже значительно преуспел в делах. В начале 1870-х гг. на семейной фабрике работали уже 813 механических станков, было построено новое производство в местечке Каменка, в 30 км от Бонячек. Там был установлен паровой двигатель мощностью в 50 лошадиных сил.
Именно этот Коновалов одним из первых в России телефонизировал в 1887 г. свои фабрики спустя пять лет после появления первых телефонов в Москве и Петербурге.
В 1889 году дело Петра и Александра Коноваловых ненадолго продолжил сын последнего, Иван Александрович. Историки пишут, что он больше прославился своими любовными похождениями, и существует даже версия, что именно этот Коновалов стал прототипом купца Кнурова в пьесе А. Островского "Бесприданница". Мы решили посвятить этому вопросу отдельный материал.
Фабрично-корпоративная культура
Вернувшись домой, Александр Иванович нанял талантливых администраторов и начал модернизировать производство. К 1912 году на его предприятии работали уже 6000 человек (в 1890-м – 2200). Число ткацких станков увеличилось до 1126, а для отопления фабрик вместо дров стала применяться нефть. Фабричные корпуса, рабочие казармы, больница и детские ясли, лавка общества потребителей, клуб и прочее освещались электричеством.