Год назад в Сент-Поле (штат Миннесота) не стало Джерри Списа. Ему было 80 лет. Забытый путешественник, чьи последние годы жизни прошли в забвении. А ведь в 70‑х годах XX века Спис был известным путешественником под парусами.
В 1979 году Спис на крохотной яхте «Yankee Girl» пересек Атлантику, а в 1981 году — Тихий океан. Его суденышко было всего 10 футов длиной — это 3,05 метра. В ширину – 5,65 фута или 1,67 метра. Непостижимо, как это корытце выдержало натиск океана. Это задача из серии, как может летать шмель, нарушая законы аэродинамики.
Тем не менее, мистер Спис совершил трансатлантический переход на судне, внутри которого невозможно было вытянуть ноги. Было это так:
Начало пути
Все началось в конце 60‑х годов XX века. Джерри Спис был обычным школьным учителем в провинциальной школе. Жил он в штате Миннесота. С детства Джерри грезил морем и парусами. Этой страстью он заразил и свою супругу. Спис и его жена Салли решили воплотить в жизнь мечты о морских странствиях и купили небольшую яхту «Yankee Doodle». Это был маленький парусник длиной 5 метров. Супруги вышли в море через устье Миссисипи, дошли до Эквадора, побывав в Панаме.
Тогда Джерри решил, что ему под силу покорение океана. Он спроектировал и за два года построил тримаран, который назвал «Yankee Spirit». Родители Салли пытались отговорить зятя от бредовой, на их взгляд, трансатлантической идеи. Но сама Салли полностью поддерживала мужа. И в 1974 году тримаран «Yankee Spirit» вышел из Майями в сторону Багамского архипелага. По пути судно попало в жестокий шторм, лишилось мачты и парусов. Корпус судна вернули отбуксировали домой. А израненный Спирс попал в больницу с нервным расстройством. Мореплаватель оправился от стресса и упрямо стал планировать следующее плавание. Ему пришла в голову идея построить парусный «поплавок». Который невозможно перевернуть, потопить или вывести из равновесия. Так 16 января 1977 года родилась идея трехметровой яхты. Пока яхта существовала лишь в виде надписи на листе ватмана: «Яхта — длина 10 футов».
Рождение яхты
Спирс строил яхту-поплавок буквально из строительного мусора. В ход пошла 9‑миллиметровая фанера со старого склада, пущенного под снос. За фанеру для парусника Джерри заплатил целых 20 долларов. Он склеивал листы в два-три слоя, прокладывал слои фанеры стеклотканью. Тем самым учитель-инженер добился нужной прочности корпуса. В результате он создал трехметровое парусное суденышко водоизмещением в тонну и оснастил его подвесным мотором мощностью 4 лошадиных силы.
Но как удержать на плаву трехметровую яхту с пятиметровой мачтой? Вопрос Спис решил просто: балластом стали банки с консервами, цистерна с водой и топливный бак. Вся яхта представляла собой чудеса эргономики и экономии пространства. Для каждой вещи Джерри продумал ящички, бардачки и подвесные контейнеры. Судостроитель оптимизировал все, что только можно: снизил объем воды в цистерне до 113 литров на все плавание, собрал нетонущие банки с консервами и пластиковую посуду. Консервы выбирал опытным путем в домашней ванной. Так Спис выяснил, что банки с бобами тонут, а кукурузные жестянки — нет. Бобы остались на берегу, а кукуруза вышла в море.
Начало пути
Джерри отчалил от пристани Вирджиния-Бич 1 июня 1979 года. Его целью был британский берег, небольшой порт Фалмут. Спис смотрел на свою авантюру с оптимизмом и сыпал остротами в радиопереговорах с капитанами рядом идущих кораблей. Возможно, так он скрывал свой страх.
Помимо продуктов и одежды Джерри набрал с собой книг, чтобы скрасить одиночество. Его соседями по каюте стали томики Марка Твена и О. Генри, Библия и «Дон Кихот». Моряк так плотно набил суденышко припасами, что мог в нем только сидеть:
«Было ощущение, что меня запихнули в переполненный чемодан. Я был горд, что умудрился оборудовать на этой яхте койку. Но мог лишь сидя на ней готовить на коленках еду. За время перехода я забыл, как это — лежать, вытянувшись в полный рост», признавался Джерри после финиша.
Испытание морем
Через двое суток мореплаватель попал в жесточайший шторм. Он успел убрать паруса и спрятаться в своем плавучем «чемодане», наглухо задраив люк. Шторм трепал «Yankee Girl» до 15 июня. После того, как буря утихла, Джерри едва выбрался из заточения. Ноги онемели, дрожали и не слушались. Когда путешественник выпрямился во весь рост на кокпите, его суденышко накрыла огромная волна. Она коварно накатила из-за кормы, смела Джерри в воду. Волна чуть не потопила яхту, ведь Джерри оставил люк открытым. Все произошло так быстро, что моряк даже не успел потерять очки. К счастью, это был последний в тот день удар стихии. Спис получил хороший урок — не расслабляться и «закрывать за собой дверь».
Однажды ночью Джерри проснулся от того, что захотел сладкого. Его целью стала банка с консервированными персиками. Чтобы найти консервы, путешественник на пару мгновений включил свет. И тут же погасил — заряд аккумуляторов надо было экономить. Через минуту его каюту пронзил яркий луч и оглушил гул судового тифона. В нескольких метрах от яхты прошла стальная стена. Это был сухогруз «African Comet». Радио взорвалось капитанской руганью с огромного судна. Радар сухогруза не заметил маленькую яхту. Джерри спасло то, что вахтенный рулевой заметил свет, на секунду вспыхнувший в каюте мини-парусника, и успел сманеврировать…
Английский берег
Яхта покрывала за сутки до 60 морских миль. А 15 июля он установил личный рекорд — 85 миль в сутки. Неплохо для такой малявки. Спису помогали течение Гольфстрим и постоянный попутный ветер-фордевинд. Ради того, чтобы сохранить эти два преимущества, Джерри отказался от захода на Азорские острова. К тому же он боялся, что, ступив на твердую землю, не найдет в себе воли снова залезть в свой парусный «сундук».
Уже у мыса Лизард, самой южной точки Великобритании, Списа опять настиг шторм. До финиша было рукой подать. И эта непогода казалась мелкой неприятностью. В эфире Джерри уже слышал переговоры английских рыбаков. И вот, 24 июля 1979 года мини-яхта «Yankee Girl» с изможденным учителем-путешественником внутри вошла в гавань порта Фалмут. Отважного странника встречали жена, целый катер сайтистов и любимые тесть с тещей. Это был достойный финал 23-дневного перехода. Спис покорил свою Атлантику. Он был вписан в Книгу рекордов Гиннеса как человек, в одиночку прошедший Северную Атлантику на самом маленьком паруснике с запада на восток.
Если вам понравилась статья и вы любите путешествия под парусами и романтику моря — ставьте «отлично» и подписывайтесь на нас! Будем исследовать моря-океаны вместе. Ждем вас в комментариях. Семь футов под килем!