Для многих жизнь в путешествиях это мечта в чистом виде. А дороги – самый сильный наркотик, который есть на земле. И каждая из них ведёт к десятку других…
В наше время уехать и посмотреть, как оно там за границей, может практически любой желающий. Да, даже с зарплатой в бюджетной сфере или пенсией – просто список стран и месяц посещения будут заметно короче. А ограничения из-за коронавируса лишь временная мера. Скоро всё встанет на свои места. Как раз к обычному сезону скидок.
В феврале наши знакомые вернулись из очередного морского круиза. Ребята «подсели» на них почти десять лет назад и где только не побывали. Слушая их очередные впечатления, поймали себя на мысли: «А ведь интересно… заманчиво… незабываемо. И вообще, почему бы не попробовать пожить недельку-другую и в этой сказке?»
Короче, встретились мы и стали разговаривать, узнавать да расспрашивать. Знакомьтесь, наши собеседники - Дмитрий Александрович и Елена Владимировна.
- Как вообще вы додумались до того, чтобы рвануть в морской круиз?
- Ой, это долгая история. Много лет назад, мечтая увидеть своими глазами фьорды Норвегии, мы отправились в автобусный тур из Санкт-Петербурга. Фьорды манили так, что, по правде говоря, не обратили внимание на то, что по программе ночь из Хельсинки в Стокгольм проведём на пароме. Что в нашем тогдашнем понимании паром? Корабль, перевозящий людей и машины с одного берега на другой. Однако нас не только накормили сытным ужином, но и предоставили каюту для сна. Помним, как всё время выходили на палубу любоваться видами: из Хельсинки в Стокгольм путь лежит через десятки, а может даже сотни небольших красивейших островов. Многие из них обитаемы: один остров – один дом, к примеру.
Вот после этой паромной переправы и поинтересовались морскими круизами – ценами, направлениями и так далее.
Сначала расстроились, что нет морских круизов по Чёрному морю – ведь можно же без больших проблем вернуться, если что не так (морская болезнь, к примеру). В те годы в круиз можно было оправиться лишь за границей. К слову, по маршруту Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь – Сочи морские круизы запустили с 2017 года. Однако, на самом деле, наши круизы заметно отличаются от западных.
- Это чем же? Невозможностью побывать в других странах?
- Не в этом дело. Главное отличие - уровень круизных лайнеров. По маршруту Сочи – Новороссийск – Ялта – Севастополь – Сочи курсирует девяти палубный корабль «Князь Владимир». Собственно, он спущен на воду то ли в 1975-м, то ли в 1976-м году. И строили его не как круизный лайнер, а как паром. По Средиземному морю, Карибскому морю, Персидскому заливу, Северной Европе, вдоль Африки и так далее ходят более крутые лайнеры – в 15, 16, 17 и даже 19 палуб (этажей). Новые лайнеры спускают на воду практически каждый год, совершенствуя инфраструктуру и интерьер.
Представьте, въезжаем мы в морской порт, я первым замечаю этого величественного красавца, что будет нашим домом в путешествии, говорю жене: «Смотри, вон он» и показываю рукой. А она, глядя в сторону лайнера, отвечает: «Не вижу. Куда точно смотреть: слева или справа от небоскрёба?» Я смеюсь, ведь это он и есть, наш первый морской круизный лайнер. Только жена не поверила, подумала, шучу. Подъехав ближе, разглядела трубы турбин. И реально ахнула.
Современные морские круизные лайнеры это типа огромные отели на воде. Внутри во многих его частях вы точно позабудете, что в море.
На всех морских круизных лайнерах, что мы были, пассажирам недоступны 5, а иногда 6 нижних палуб (кроме специальной экскурсии). Они предназначены для персонала. Представляете, сколько остаётся места для гостей на таких лайнерах?
- А не скучно неделю, полторы, две провести в замкнутом пространстве?
- Все маршруты рассчитаны так, что лайнер из порта в порт идёт вечером и ночью. Утро и весь день отводится самому пассажиру: хочешь, иди гулять в город, а хочешь, оставайся на борту.
Признаемся, мы всегда рады, когда лайнер весь день проводит в море или океане, не заходя в порт какого-нибудь города. Нет проблемы выбора! Можно загорать, купаться в бассейне, полежать в джакузи, сходить в один из многочисленных ресторанов или бутиков, поучаствовать в мастер-классе от шеф-повара, понаблюдать, как толстосумы или просто рискованные люди играют в казино (они на всех лайнерах), поучаствовать в пенной вечеринке, взять уроки танцев и так далее. Жизнь на лайнерах кипит с утра до поздней ночи. Работают не только аниматоры и фитнес-тренеры, но и музыканты – современные, джазовые, классические. И каждый вечер дважды в театре идёт представление.
- Театр на борту круизного лайнера?
- И очень даже немаленький по размеру и вместимости людей. Думаем, по числу зрительских мест театры на лайнерах не уступят большинству Домов культуры в нашей стране. Ну, только если корабль спущен на воду двадцать лет назад.
Кстати, качество представлений, уровень и костюмы приглашенных артистов, как правило, на очень высоком уровне. Заметим, в этих театрах не показывают спектакли или оперу. Это всегда шоу, развлечение, яркость, музыка, танцы, юмор и акробатические цирковые номера. Каждый день разные, с началом в 19.00 и 21.00.
Несколько лет назад представления велись только на английском языке с переводом на немецкий и французский. Сейчас же всё чаще ведущие считают за честь перевести то, о чём говорят и на русский. А среди выступающих русские или украинцы встречаются не реже, чем англичане.
- А на каком языке общаются на борту?
- Основной язык общения, конечно, английский. Но в команде обязательно есть выходцы из бывшего СССР. Больше всего украинцев, потому что в Одессе та же компания MSC Cruises имеет своё представительство по набору персонала.
Вообще, круизы бывают с гарантированным обслуживанием на русском языке на борту, и нет. Последние наши путешествия были без такого обслуживания. Мы ожидали, что придётся общаться исключительно на английском, но зная, как всё устроено, сильно не переживали. На наше удивление и программу развлечений на борту (их приносят в каждую каюту ежедневно), и сведения о времени посадки-высадки в порту остановки, и меню в ресторанах, и инструктаж на случай чрезвычайной ситуации для нас были на русском языке. Более того, на ресепшен работали администраторы разных национальностей. Когда мы через пару дней обратились по одному из возникших вопросов, нас по-английски спросили откуда мы и тут же направили решать вопрос к другому администратору – девушке из Украины.
Конечно, безопаснее, комфортнее в первый раз отправится в круиз с гарантированным русским обслуживанием. Но выбор маршрутов и дат отплытия в таком случае будет меньше, а цена, как мы заметили, дороже.
- Вот мы и подобрались к самому интересному вопросу – цене.
- А что цена? Она сопоставима с ценами на Таиланд, Вьетнам, посещение пляжей Испании и даже Турции в пик сезона. Правда, нужно знать, что на стоимость влияют многие факторы. Прежде всего, уровень каюты и дата отплытия. Дешевые внутренние каюты разбирают за два-три месяца до старта. Как правило, это делают практичные европейцы, прежде всего пенсионеры.
Дело в том, что на борту вы пользуетесь всеми благами за редким исключением. Например, толстосумы будут загорать на самой верхней палубе, которую с 10.00 до 16.00 отгородят от посторонних глаз. На вашем отдыхе это вообще никак не скажется, верно? Себе место под солнцем и с видом на море-океан обязательно найдёт любой желающий. Потому что палубы так устроены.
Вообще, признаться, мы пробовали разные варианты кают: с балконом, с окном, внутренние. Однако вот в чём дело - на борту столько всего происходит, что ты там только чтобы принять душ и поспать.
В сервисе, доступности бесплатных услуг вы от уровня каюты не ограничены. Почти. Скажем, в каюте с балконом вас в первый день встретят фруктами на подносе. Если у вас каюта классом ниже – с окном или внутренняя – фрукты не принесут, но их можно взять самим в большом общем ресторане. Он работает и кормит людей по принципу шведского стола от 20 до 24 часов в сутки в зависимости от круизного лайнера.
- И сколько места в этих внутренних каютах?
- По площади это три, а скорее четыре купе обычного поезда. Тут всё зависит от лайнера. Есть где не только разместить свои вещи и чемодан, но и дамам посидеть перед зеркалом и так далее. В каждой каюте своя душевая кабинка и туалет.
В каютах с балконами более романтично. Влюбленные могут здесь встречать рассветы и провожать закаты, так сказать не одеваясь… Впрочем, накинуть футболку или легкий свитер (если путешествие проходит по южной Европе сейчас зимой) и подняться на верхние палубы совсем не трудно. Закат или рассвет будут теми же.
- Хорошо, допустим, кто-то из наших читателей заинтересовался. Каким должен быть первый морской круиз, по какому маршруту?
- Тут всё индивидуально. Если говорить про цены, то, по нашим наблюдениям, самые дешевые туры проходят по Персидскому заливу. Вот, скажем, 31 января из Абу-Даби отправлялся лайнер Costa Diadema (14 палуб, год постройки 2014) с русским сервисом на борту. Можно было купить билет с ценой на одного пассажира от 33 539 рублей. Это перелёт и сам круиз. Питание на борту включено в стоимость, портовые сборы тоже. Думаем, за такую цену путевки разберут в считанные часы.
У MSC Cruises 1 февраля из порта Дубай отправлялся лайнер MSC Bellissima (19 палуб, год постройки 2019). Путёвки от 44 671 руб. на человека. Это тоже круиз и перелеты туда-обратно. И с включенным русским сервисом на борту.
На наш взгляд, как мы и сказали ранее, стоимость сопоставима с обычными турами, куда ездят тысячи жителей России. Только учтите, это цена на одного человека при двухместном размещении. Одинокому путешественнику либо надо искать попутчика (такую услугу предоставляют туроператоры), либо придётся переплачивать. Впрочем, одинокие путешественники по земле об этом знают.
Ну а если кому-то не нравится или противопоказана жара, можно выбрать круиз по Западному или Восточному средиземноморью. Много отличных предложений по Карибам, но, за редким исключением, тур начинается или заканчивается в одном из портов США, а значит, нужна виза. Сейчас её получить сложнее – очередь, а время ожидания до 4 месяцев.
- А мы вот слышали, что морские круизы обходятся дороже.
- Основные затраты – это покупка экскурсий. На кораблях они действительно супердороги. Вопрос решается просто: по выбранному маршруту нужно заранее почитать в Интернете, как самостоятельно выбраться из порта в город. Ну и исследуем его, ориентируясь по скаченным на телефоны картам типа приложения MAPS.ME. Ходим по музеям, крепостям и прочим достопримечательностям или просто гуляем. Купить экскурсию часто можно и в самом городе – это будет заметно дешевле. Да и экскурсоводов выходцев из СССР где только не встретишь.
Правда, порты расположены по-разному и отличаются масштабом. Например, на Ибице вы за полчаса спокойно от лайнера дойдёте до Старого города или в Омане до рынка. В Кадисе или на Мальте хватит десяти минут. А вот, скажем, в Марселе так не получится – надо воспользоваться бесплатным автобусом порта, разобравшись в Интернете как найти остановку (указатели есть, но лучшее заранее почитать, так как до неё идти километр, может чуть меньше). На Пальме де Майорка лучше всего взять в прокат велосипеды – больше сможете увидеть. Одним словом Интернет всем в помощь перед поездкой. Потому как в Касабланке вы самостоятельно из порта вряд ли выберетесь, а из Ливорно наверняка захотите съездить на местном поезде в Пизу, также как из Неаполя до Везувия и развалин Помпеи.
- Кстати, про Интернет. Он есть на лайнерах?
- Есть, но очень дорогой. Чтобы послать весточку родным, лучше в городе найти Макдональдс и подключиться к их сети Wi-Fi.
- Вы сказали, что питание включено в стоимость.
- Да. На лайнерах такая система. Есть большой ресторан, работающий по системе шведского стола и всё включено (кроме алкогольных напитков). Там можно питаться практически 24 часа в сутки – на одних лайнерах такой ресторан работает круглосуточно, на других 20 часов. Вам о режиме сообщат. Также каждый гость закреплён за ещё одним, так сказать настоящим рестораном. Туда нужно прийти к специальному времени и не в шортах. Платными будут только напитки, в том числе простая вода. Отличие – в этих ресторанах питание по меню.
Кстати, питание в ресторане по меню привязано к представлениям в театре, о котором мы упоминали. По замыслу, в 19.00 одни пассажиры в театре, другие в этом ресторане. Затем люди меняются местами в 21.00. Но в реальности каждый делает свой выбор – например, женщины идут в театр, а мужчины в казино или в спортбар. Не все же путешествуют парами.
На борту всегда есть дополнительные специальные рестораны и бары. В них придётся всё оплачивать, ваш выбор запишут на номер каюты.
- Всем нам знакома сцена на носу корабля из фильма «Титаник». Такое фото можно сделать?
- Нет. На современных лайнерах туда доступа нет.
- Раз уж вспомнили про «Титаник»…
- Несколько лет назад в Атлантике капитан принял решение изменить маршрут – надвигался шторм. В Карибском или Средиземном море, а уж тем более в Персидском заливе такое с нами не случалось. В Индийском океане с непогодой однажды столкнулись в декабре. На лайнерах установлены стабилизаторы качки, экипаж следит за метеосводкой. Тем, кто в шторм или другую непогоду, почувствует себя плохо, лучше обратиться на ресепшен. Там выдадут сильное бесплатное лекарство без эффекта снотворного.
- Есть какие-то «тайны», про которые нужно знать неопытному круизёру?
- На лайнерах существует такое понятие как сервисный сбор. Это плата за обслуживание на борту, которая собирается со всех кают по установленному тарифу за один день круиза и делится между членами команды, включая официантов и уборщиков кают. Скажем, 7-10 евро в сутки. Об этом не говорят, но от этого сервисного сбора можно отказаться, подойдя на ресепшен к одному из администраторов. Правда, наверное, так поступать не стоит - вы увидите, как все стараются, чтобы ваше путешествие прошло идеально комфортно. Плыть на большом круизном лайнере под звёздами ночного неба в серебре лунных морей или днём наблюдать с высоты верхней палубы как корабль сопровождают дельфины незабываемое удовольствие.
Ну и последите за ценами. По одному и тому же маршруту на одном и том же лайнере с учётом перелёта стоимость часто отличается в два и даже три раза. Плюс ко всему сказанному немало и коротких морских круизов в течение 3-5 ночей.