Конденсат: самая зловредная напасть в морском путешествии

На самом деле, вовсе не волны, ветер, камни и белые медведи больше всего портят путешественнику жизнь в северных походах. Лодку, лежащее в ней имущество, продукты, настроение экипажа и прочие ценные вещи портит самый обыкновенный конденсат. Да-да, именно из-за него гниет древесина, все зарастает плесенью, мокнет одежда, отказывает электроника и ржавеет оружие. Конденсат, текущий ручьями по бортам — это и есть главный враг водного туриста.

Думая о методах борьбы с данным явлением, первой на ум приходит мысль об улучшении теплоизоляции. Но тут все не так однозначно. К теплоизоляции необходимы еще 2 вещи: отопитель и хорошая вентиляция. Попробуем рассмотреть все проблему более подробно.

С сыростью в лодке сталкиваются вообще все, кто ходит по более-менее холодным местам. И некоторые решают эту проблему довольно просто, оклеивая внутренности ковролином или автомобильным карпетом. Но это, на самом деле, только скрытие проблемы. Ковролин и карпет очень тонкие, достаточной теплоизоляции они не обеспечивают. И поэтому влага по прежнему выпадает на внутренних поверхностях каюты, просто она перестает быть видимой благодаря ворсу обивки. И эта обивка продолжает мокнуть, плесневеть, мочить окружающие вещи и саму яхту или катер.

Тогда стандартно людям приходит мысль сделать теплоизоляцию толще. Мол, борт будет менее холодным, и роса-де не будет на нем выпадать. Мы, естественно, всегда шли аналогичным путем и использовали для теплоизоляции пенополиэтилен. Расчеты на каких-нибудь онлайн-калькуляторах вполне могут показать, что с такой изоляцией все будет замечательно, но по факту оказывается, что нет. Роса по-прежнему выпадает, содержимое рундуков по-прежнему мокнет и портится, а плесень лезет буквально изо всех щелей.

Если учесть, что все это дело, как правило, дополняется еще и неким отопителем, то иной раз, каюта может вообще превратиться в некое подобие плавучей турецкой бани. Ты топишь, сидишь в клубах пара, но ничего вокруг тебя не сохнет. В конце концов, такая ситуация доведет кого угодно до ручки. Я ответственно заявляю, что когда ты сидишь в окружении льда, а тебе на голову с заплесневелого потолка капают капли — это одно из самых печальных переживаний, с которым может столкнуться турист.

В общем, все дело тут в том, что на северных морях всегда очень влажно. Бывает даже такое, что ты идешь вроде-бы солнечным днем по тундре вдоль моря, а одежда на тебе все равно намокает. Что уж говорить о каюте лодки, которая вообще целиком плавает в воде.

Конденсат: самая зловредная напасть в морском путешествии

В начале я упоминал о вентиляции, но одной вентиляцией помещение высушить не удастся. Поступающий внутрь каюты воздух необходимо еще и греть. Так, кстати, устроен автомобильный отопитель, который постоянно продувает салон подогретым забортным воздухом. Смысл этого очень прост: в более теплом воздухе как-бы может содержаться большее количество водяного пара, чем в более холодном. Таким образом, совершенно насыщенный влагой воздух с улице подогревается, и получает способность вобрать в себя еще некоторое количество воды, находящейся в помещении. Далее нам необходимо просто выкинуть этот мокрый воздух поскорее обратно на улицу, чтобы он не успел остыть в каюте, и чтобы вода, содержащаяся в нем, не выпала бы опять на какой-нибудь спальник.

К чему я это все веду? К тому, что в холодном море печку желательно топить постоянно, да еще и при постоянно продуваемой каюте. Очевидно, что дизельные или газовые отопители для этого не подходят. Для такого режима работы требуется только дровяная печка, топливо для которой бесплатно и валяется кругом в избытке. На тримаране у нас была и какая-никакая теплоизоляция, и дровяная печка. Но не было достаточной вентиляции, поэтому нам было тепло но сыро. На яхте же у нас теперь есть и теплоизоляция, и мощная дровяная печка, которую я пока не доделал, и главное — там теперь имеется возможность продувать всю каюту с огромной эффективностью.

В ближайшем будущем я подробно напишу про то, как мы утепляли каюту и про всякие нюансы, с этим связанные. А еще будет статья про печку, для которой мне только-только сделали трубу, и которую надо совсем скоро устанавливать внутрь одного из шкафов. Короче, будет интересно.