Честно говоря, у меня язык не поворачивается назвать это дорогой в привычном понимании. То, что мы преодолели, больше похоже на полосу препятствий для военной техники, а не на трассу, которая значится на картах как путь национального значения.
Что такое «трасса» на самом деле
Эти 400 километров между Жезказганом и Кызылордой — настоящее испытание на прочность и для человека, и для автомобиля. Самое печальное, что выбора нет — альтернативного маршрута просто не существует. Отправляясь по этому пути к Байконуру, я и представить не мог, что вместо запланированных 4-5 часов мы будем трястись почти 10. В Кызылорду мы въехали в состоянии полного истощения: покрытые слоем пыли и грязи, голодные, с пустым баком, вымученными от постоянной тряски глазами и руками, натёртыми до мозолей от бесконечной борьбы с рулём.
Протяжённость маршрута — 429 километров. Из них примерно половина — это разбитый грейдер, который, кажется, не ремонтировали с советских времён. Ещё около 100 км — изрытая колёсами грунтовка и 80 км — щебёночное покрытие. Асфальт есть, но его так мало (не более 40 км в сумме) и он в таком ужасном состоянии (глубокие колеи, ямы, промоины), что его отсутствие было бы меньшим злом.
Бесконечная смена покрытий и пыль
Самое коварное — это постоянная, непредсказуемая смена типов покрытия. Только разгонишься на редком асфальтовом участке, как он резко обрывается, переходя в грунтовку, покрытую буграми засохшей грязи.
На грунтовых отрезках можно ехать чуть быстрее, но требуется постоянная концентрация, чтобы не угодить в промоину. И ещё одна напасть — невероятная, удушающая пыль, которая проникает повсюду.
А вот так этот же участок выглядит после дождя.
Когда я позже нашёл в сети фото и видео, как люди мучаются на этой трассе в слякоть, я даже порадовался той пыли, что была в нашей поездке. Мы хотя бы двигались, а не буксовали, как эти несчастные.
А теперь представьте, каково ехать, когда эта жирная глинистая грязь после дождя высыхает и превращается в каменные волны! Машину швыряет по таким рытвинам, что уже через полчаса хочется остановиться, вырвать руль и швырнуть его в бескрайнюю степь. Но останавливаться нельзя — ехать нужно.
Отсутствие инфраструктуры
Единственное спасение — редкие асфальтированные участки, где можно дать отдых рукам. Но и там покоя нет: либо глубокая колея, либо ямы, способные поглотить колесо.
Важное предупреждение: на всём протяжении трассы нет ни одной АЗС. Если решитесь на этот подвиг, заправляйтесь под завязку и берите канистры с топливом. То же самое с едой. Посёлков, кафе или хотя бы придорожных ларьков здесь нет. Единственное подобие точки общепита встретилось нам лишь в 150 км от Кызылорды. Неопрятный босой парень в ответ на вопрос о еде предложил только варёную баранину. Наши спутницы молча развернулись и ушли, предпочтя голод оставшимся 150 км.
А мы с другом на память сфотографировались у указателя, который в этой глуши предлагал свернуть… на автомойку! Ирония судьбы.
Кстати, вы заметили трос на моей машине? К нашим злоключениям добавилась поломка двигателя на втором автомобиле — Nissan Navara. Почти 300 километров мы тащили его на буксире, что лишь усугубило и без того адскую поездку.
Подобные сцены здесь — обычное дело. В поисках пути между ямами, колдобинами и буграми машины застревают, переворачиваются, проваливаются, оставляя на дне ям детали ходовой или пробивая поддон двигателя.
Полная изоляция
И последний штрих к картине: на всей трассе полностью отсутствует мобильная связь от любых операторов. Никакого роуминга. В случае аварии, поломки или другой чрезвычайной ситуации вызвать помощь будет просто нечем.
Местные жители ненавидят эту дорогу и открыто её проклинают. Даже депутаты парламента, требуя найти деньги на ремонт, сравнивали её с апокалиптическими пейзажами из «Безумного Макса». И они не преувеличивают.
——
Также рекомендую почитать:Как сэкономить около 10 тыс. руб. на поездке в Японию——
Если вам интересны подробности путешествия по Казахстану и другие истории, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации.
