Помните то нашумевшее видео, которое несколько лет назад разлетелось по интернету? На нём был запечатлён город, будто вырастающий прямо из реки в глубоком ущелье, с домами на высоких сваях. Зрелище было одновременно захватывающим и пугающим, вызывало недоумение: зачем строить в таком, казалось бы, неудобном и опасном месте? Многие тогда подумали о знаменитой китайской смелости в строительстве.
Вот это самое видео:
Так многие впервые узнали о небольшом, но очень необычном городке Яньцзинь. Он является центром одноимённого уезда и расположен в провинции Юньнань, примерно в 140 километрах от более крупного Чжаотуна.
Это важное уточнение для тех, кто захочет найти его на карте, потому что в Китае есть ещё один населённый пункт с таким названием — в провинции Хэнань, в долине реки Хуанхэ, что на другом конце страны.
На самом деле, эти два названия на китайском пишутся по-разному и имеют разное значение. Тот Яньцзинь, что у Хуанхэ, означает «Яньский брод» — историческое место переправы через «Жёлтую реку». А наш герой, город в ущелье, переводится как «солёный брод».
Своё имя он получил благодаря солончаку, который находится всего в полукилометре к северу от современной застройки, на берегу реки. Именно наличие соли, жизненно важного ресурса, и объясняет первоначальное появление людей в этих суровых условиях. В названии города даже используется иероглиф 盐, который как раз и означает «соль».
Не исключение, а закономерность
Как выясняется, такой подход к выбору места для поселения в Китае не является чем-то из ряда вон выходящим. Если внимательно изучить карты горных районов, особенно вдоль русел рек, можно обнаружить множество подобных компактных городков, втиснутых между скал и воды. Более того, из-за сложного рельефа основные дороги часто проложены именно по долинам рек, что превращает такие поселения в важные транспортные узлы.
Яньцзинь находится в особенно выгодной с этой точки зрения локации — практически на стыке трёх провинций. Это делает его значимым транзитным пунктом не только для автомобильного, но и для железнодорожного сообщения. А железные дороги здесь — это отдельная история инженерного мастерства.
Особенности местности таковы, что для прокладки путей здесь не насыпают земляные холмы, как часто делают на равнинах, а прорубают тоннели прямо в толще гор. Перепады высот в районе просто колоссальные: самая высокая точка достигает 1948 метров над уровнем моря, а самая низкая — всего 370 метров.
Через сам городок проходит один из таких тоннелей длиной около 1800 метров. И это не просто местная ветка — это часть национальной железнодорожной магистрали, которая связывает Китай с Вьетнамом. Практически весь путь здесь состоит из череды тоннелей и мостов, проложенных сквозь горные массивы.
Жизнь в городе на сваях
Обслуживание этих сложных транспортных артерий даёт работу части жителей, но не является единственным занятием. В Яньцзине активно развито сельское хозяйство, в том числе выращивание риса. Климат этому благоприятствует: зимы здесь очень мягкие, почти безморозные, лето жаркое, а осадки, особенно в сезон дождей, могут быть очень обильными.
И вот здесь мы возвращаемся к тому самому viral-видео. Судя по всему, оно было снято в июле 2020 года, когда в регионе случились особенно сильные ливни, приведшие к масштабным наводнениям. В новостных архивах того периода можно найти трагические сообщения о жертвах и разрушениях, уничтоженных полях и повреждённых домах.
Река вышла из берегов, и город предстал в том самом «амфибийном» виде, который всех так поразил. Однако если посмотреть фотографии и видео, сделанные в обычное, не паводковое время, картина меняется. Вода отступает, обнажая достаточно широкую береговую линию, и дома на сваях уже не кажутся стоящими прямо в потоке.
Тем не менее, паводки здесь — явление регулярное и предсказуемое. Именно угроза наводнений и заставила местных жителей строить дома на высоких сваях. Более того, история знает примеры и более масштабных катастроф. Например, разрушительное наводнение июля 1992 года, после которого город фактически отстроили заново, появился новый большой район площадью 41 гектар, а вдоль уходящей от реки автомобильной трассы выросли современные кварталы.
Город продолжал развиваться. Согласно доступной статистике, сегодня в Яньцзине проживает более 40 тысяч человек, а общая площадь городского округа составляет 230 квадратных километров.
Любопытная деталь, которая может вызвать ностальгию у выходцев из СССР, — это описание партийной структуры города: «11 общих отделений партии, 72 отделения партии и 1330 членов партии». Правда, год, за который приведена эта статистика, не указан, так что цифры могли измениться.
Вот ещё немного официальных данных о городской инфраструктуре: «В городе действуют 8 сельских начальных школ и 1 городская начальная школа. Всего 43 начальные школы разного уровня, 226 преподавателей, 151 класс. Имеется 1 больница, 10 поликлиник и более 70 государственных служащих».
Не стоит забывать и об историческом значении этих мест. Здесь сохранились достопримечательности, относящиеся к временам древних китайских династий. Считается, что в древности в этих краях жил народ Бо, от которого остались уникальные археологические памятники — так называемые висячие гробы. Но это, как говорится, уже совсем другая история.
В общем, как видите, первое впечатление от одного пугающего видео может быть обманчивым. Яньцзинь — хоть и небольшой, и вынужденный бороться со стихией, но вполне жизнеспособный, развивающийся и благополучный город со своей историей, экономикой и будущим :)
Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь в раздел - это позволит алгоритму "сайта" показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!