Продолжаю рассказывать про самых лучших авторов. Таня Шарапова, фотограф и автор National Geographic Russia (где я работаю) нашла эту тему, пока путешествовала по Мьянме. Интересно, что пока некоторые наши знакомые девушки стараются выделиться, например, сумками, шубами и косметикой, где-то в мире до сих пор считают лучшим украшением девушки – татуировку на лице. Смотрите, что рассказывает Таня:
В Мьянме, в штате Чин, еще можно встретить женщин, чьи лица, в соответствии с древней традицией, покрыты сплошным узором татуировок.
Ху Шенг 41 год, у нее девять детей. Живут они всей семьей с мужем, мужьями дочерей и двумя внуками в небольшом доме с плетеными стенами в городке Миндат в Мьянме (бывшая Бирма), в штате Чин, граничащем с Бангладеш и Индией.
У Ху Шенг татуировки не только на лице, но и на шее. Женщина родом из деревни Джардо – тут делали, пожалуй, самый популярный рисунок в регионе. Большинство женщин на юге штата Чин ходят именно с таким узором: кружево на щеках, много синих точек над верхней губой, трезубец на лбу, вертикальные полосы на подбородке. Татуировки на лице и шее у Ху Шенг яркие, четкие, словно сделаны недавно. На самом деле их принято обновлять – обводить по тем же контурам. «Свою татуировку я обводила трижды. Первый раз ее сделали, когда мне было 15. Делали два дня. Через месяц я решила, что хочу татуировку и на шее, тогда мне тату-мастер нарисовала эти круги», – Ху Шенг показывает на множество синих кругов на тонкой шее.
Процедура очень болезненна – татуировки делают заостренными бамбуковыми палочками или колючками ротанга без каких-либо обезболивающих.
В 1975 году татуировки попали под запрет, более того, военное правительство распорядилось не пускать девочек с татуировками в школу. Сразу после запрета, как рассказывают в деревнях, тату-мастера прятались в лесах, боясь преследований и даже расстрела. Но при желании запрет можно было обойти, выплатив штраф главе деревни. Ху Шенг пришлось платить за свою татуировку 100 кьят (средний заработок за неделю). «Многие мои подруги были рады, что татуировки запрещены, – вспоминает женщина. – Не все хотели их делать, ведь это очень больно. А я смелая, поэтому и сделала татуировку добровольно. У меня нет времени на макияж, я целый день провожу в поле, а так макияж всегда сделан и солнце ему нипочем».
«Традиция татуирования женских лиц у племен, проживающих на юге штата Чин, насчитывает сотни, если не тысячи лет, – рассказывает Дженс Уве Паркитны, автор книги “Отметина на всю жизнь: женщины Чин в Мьянме и их лицевые татуировки”. – Самое раннее свидетельство, которое мне удалось найти, датируется 1795 годом – это иллюстрация в отчете о путешествии британского майора Майкла Симса в королевство Ава на территории нынешней Мьянмы».
Дженс, немец, женатый на жительнице этой страны и давно живущий здесь, признается, что смысл и назначение узоров установить чрезвычайно сложно, указывая, что они могут одновременно обозначать «принадлежность к определенной группе, факт прохождения ритуала инициации, социальный статус», а также отсылать к «древним анимистическим верованиям».
Мах Ла Сейн хочет, чтобы ее дочь сделала татуировку, продолжив традиции семьи и племени. Но та противится воле матери: «Дочка говорит, что, если я заставлю ее делать рисунок на лице, она побежит в полицию, и меня посадят в тюрьму. Может, оно и правильно. Когда я куда-то приезжаю, все пялятся на меня, как в зоопарке. Но мне не хочется быть как все. Раньше “быть как все” означало иметь татуировку, а сейчас все наоборот – если у тебя татуировка, то ты особенная».
Мир такой разный! Как вам узоры? Как бы отнеслись, если бы ваша супруга или дочка сделала бы себе подобный узор? (Я бы, житель средней полосы России, впал бы, конечно, в депрессию).
Подписывайтесь в раздел zorkinadventures в Яндекс. Мессенджере – тут.
Вот еще фотографии Тани Шараповой – про женщин Мьянмы, вот тут. А вот ее инстаграмм и сайт.