В августе нас ждет значимое нововведение на железной дороге. К уже привычным скоростным поездам «Сапсан», «Ласточка» и «Невский экспресс», связывающим Москву и Петербург, присоединится новый игрок — «Стриж». Его расписание уже известно, и оно вызывает смешанные чувства: некоторые моменты выглядят привлекательно, другие — заставляют задуматься.
«Стрижи» из Петербурга в Москву и Самару
«Стриж» — это состав испанского производства Talgo 250. В отличие от электропоездов «Сапсан» и «Ласточка», ему для движения требуется локомотив. Семь таких составов были приобретены РЖД еще в 2014 году. Изначально их планировали использовать для маршрутов в Киев и европейские страны, но из-за изменения международной обстановки планы пришлось скорректировать. Четыре состава запустили на линии Москва — Нижний Новгород, а позже появился маршрут до Берлина.
Составы для Нижнего Новгорода и Берлина имеют разную комплектацию: в первых больше сидячих мест, во вторых — спальных.
В начале 2020 года рейс в Берлин был отменен из-за закрытия границ. К лету в РЖД нашли применение простаивающему берлинскому составу, решив запустить его по новому маршруту: Петербург — Москва — Самара. По слухам, проект курировал замглавы РЖД Дмитрий Пегов, который родом из Самары.
Состав «Стрижа» включает 18 пассажирских вагонов, но они заметно короче привычных — всего 13,3 метра каждый. В поезде есть сидячие и купейные вагоны, а также СВ и люксы. Кроме того, в составе имеются два технических вагона.
Отличный ночной вариант до Нижнего Новгорода
«Стриж» будет курсировать из Петербурга в Самару через Москву через день. Дополнительно, раз в четыре дня, он будет выполнять укороченный рейс Петербург — Москва — Петербург. Это необходимо для технического обслуживания составов, которые приписаны к Москве.
Одна из особенностей «Стрижа» — возможность обслуживания только на низких платформах. Поэтому на Ладожском вокзале в Петербурге для него строят временную низкую платформу.
Из Петербурга поезд будет отправляться в 00:45. Его поведет отечественный электровоз ЭП20. На участке до Москвы «Стриж» впервые в России сможет развить свою проектную скорость до 200 км/ч. Уже через 4 часа 23 минуты состав прибудет на Курский вокзал в Москве. Это время в пути вполне сравнимо с «Сапсаном».
Чтобы реализовать такой график, пришлось полностью пересмотреть расписание на линии Петербург — Москва и задержать ночные поезда, включая легендарную «Красную стрелу». Расписание «Красной стрелы» исторически составляли с учетом комфорта пассажиров, стараясь обеспечить равномерную скорость движения без лишних остановок.
В Москве сесть на поезд смогут только самые целеустремленные пассажиры, так как отправление из столицы запланировано на 5:20 — еще до открытия метро. Что касается дальнейшего пути до Самары, то здесь «Стриж» оказывается медленнее традиционных поездов дальнего следования. Это связано с более длинным маршрутом и необходимостью дважды менять локомотив: сначала с электровоза ЭП20 на тепловоз ТЭП70БС в Арзамасе, а затем снова на электровоз, но уже ЭП2К в Красном узле.
Но вернемся к расписанию. После Москвы поезд сделает остановки во Владимире, Коврове, Дзержинске и на специально построенной для «Стрижа» временной платформе Стригино в Нижнем Новгороде. Время в пути от Петербурга до Стригино составит всего 8 часов 13 минут. Таким образом, мы получаем отличный ночной поезд из Петербурга в Нижний Новгород, который проходит маршрут всего на несколько минут дольше «Сапсана», но при этом предлагает комфортные условия для сна.
В Самару — слишком поздно для дел
Дальнейшее расписание уже не такое быстрое. Остановки по расписанию предусмотрены в Арзамасе, Саранске и Сызрани. В Самару поезд прибудет в 20:50 по местному времени. Общее время в пути составит 19 часов 5 минут. Это действительно значительно быстрее нынешних поездов из Петербурга в Самару, но в сети уже появились скептические комментарии: какой смысл уезжать из Петербурга и приезжать в Самару так поздно, когда единственное, что можно успеть — это заселиться в гостиницу?
В этих словах есть доля правды, однако отличный график до Нижнего Новгорода, скорее всего, позволит заполнить поезд пассажирами.
Из Самары поезд также отправляется глубокой ночью — в 1:20. В Нижнем Новгороде он будет в 11:03, в Москве — в 14:46, в Петербурге — в 19:20. Общее время в пути — ровно 19 часов. Здесь получается неплохой вариант для поездок из Самары в Нижний Новгород. И, конечно, билеты наверняка раскупят те, кто захочет с комфортом доехать лежа из Нижнего Новгорода и Москвы в Петербург.
В дополнение к самарскому «Стрижу» раз в четыре дня поезд будет ходить по укороченному маршруту Петербург — Москва — Петербург, но по тому же графику.
Первый рейс из Москвы в Петербург запланирован на 20 августа, из Петербурга в Самару — на 21 августа.
Поезд проработает две недели, после чего уйдет на перерыв, связанный с необходимостью ремонта путей на Октябрьской железной дороге. Дата возобновления движения пока неизвестна. Неясно также, что будет с поездом после открытия границ — вернутся ли составы на берлинский маршрут или продолжат ходить из Петербурга в Самару.
