Живой кот или чучело? Как датировка фотографии помогает разгадать загадку

Недавно в одном сообществе, посвященном культурологии, появилась любопытная фотография, которая вызвала оживленные споры.

Администратор указал, что снимок сделан в XIX веке. Исходя из этого, многие участники дискуссии пришли к выводу, что изображенный кот — не живой, а чучело. Их аргументация была логичной: фотографическая техника того периода требовала длительной выдержки, из-за чего людям и животным приходилось сохранять полную неподвижность в течение нескольких секунд, иначе изображение получалось смазанным. Усатый питомец вряд ли смог бы так долго сидеть спокойно. К тому же, в ту эпоху была популярна мода на фотографии с чучелами, да и посмертные снимки людей не были редкостью.

Однако, скорее всего, в датировке кроется ошибка. Проведя небольшое исследование, я обнаружила, что эта фотография, вероятно, относится уже к началу XX века, а точнее — к 1910 году. А это принципиально меняет дело, ведь к тому времени фототехника шагнула далеко вперед.

Технический прогресс на рубеже веков

Нам сегодня кажется, что полвека — не срок, и всё в прошлом было одинаково примитивным. Но на самом деле, с началом научно-технической революции прогресс измерялся уже не десятилетиями, а буквально годами. Если в середине XIX века любое движение в кадре было фатальным для снимка, то к его концу и, особенно, к началу XX столетия техника позволяла запечатлевать жизнь гораздо динамичнее.

Таким образом, если бы кот был сфотографирован в 1850-х годах, версия с чучелом была бы почти стопроцентной. Но если снимок сделан на рубеже веков, то перед нами вполне может быть самый обычный живой кот, которому просто на мгновение удалось усидеть на месте.

Чтобы не быть голословной, хочу показать несколько примеров с Русского Севера, сделанных как раз на стыке эпох. На этих кадрах люди не замирали в статичных позах, а естественно двигались, и фотографам удалось это поймать.

Вот работа, сделанная в Карелии в 1894 году фотографом Инхой Конрадом. Люди здесь явно в движении, но изображение при этом получилось достаточно четким.

А это 1899 год, путешествие Михаила Круковского по Карелии. На снимке базарной площади люди заняты своими делами, многие даже не смотрят в камеру, они в движении. Хотя некоторые элементы слегка смазаны, общий кадр вышел удачным.

Еще один кадр Круковского, тоже 1899 года. Двое детей сидят, но их позы живые и естественные, они не застыли как статуи. При этом фотография получилась идеально резкой. Так что и кошка, сидящая на руках, при удачном стечении обстоятельств могла быть запечатлена четко.

Следующая серия снимков сделана уже в 1906 году в Архангельской губернии Николаем Шабуниным. Качество здесь еще выше, движение передано еще лучше, чем у Круковского семь лет назад. Люди на этих фото не позируют — они куда-то идут, спешат, живут своей обычной жизнью.

Миф о статичности старых фотографий

Кстати, это наводит меня на мысль об одном распространенном заблуждении. Многие мои читатели часто пишут, что все старинные фотографии — исключительно постановочные: люди заранее готовились, наряжались, замирали в неудобных позах на долгие минуты, и о какой-либо естественности речи не шло.

Такое мнение абсолютно справедливо, если говорить о ранней фотографии, о её середине XIX века. Но когда мы переносимся на рубеж XIX и XX столетий, картина меняется. В этот период уже вовсю практиковалась спонтанная, почти репортажная съемка, полная жизни и естественности. Так что загадочный кот с той фотографии имеет все шансы оказаться самым что ни на есть живым.