Вепсы - один из малочисленных финно-угорских народов, издревле проживающих на территории нынешней Карелии, Вологодской и Ленинградской области.
В связи с тем, что веками они жили рядом с русскими, вепсы (как и карелы) переняли много русских традиций. В частности, баню, и обычай рожать в ней. Этим вепсы и карелы отличаются от других своих коренных соседей с севера: саами, ненцев, хантов и пр. Многие жительницы Заполярья имели совсем другие традиции и в связи с тем, что в процессе родов считались "грязными", рожали не только вдали от всех людей, но и вне общих помещений.
Что саами, что ханты ставили для женщины отдельный холодный чум, где та с родами справлялась сама. Причем, отдельно она жила как некоторое время перед родами, так и некоторое время после них. С целью "очищения" во время беременности женщина должна была окуривать себя дымом от подожженной оленьей шерсти или бобрового волоса. После родов этот временный чум, как и одежду роженицы, сжигали. Вот тут об этом можно почитать подробнее.
Но у вепсов было все иначе и тут, возможно, многое как раз они переняли от русских. Об их традициях я прочитала в публикации А.А. Кисилева «Народная медицина у чухарей Тихвинского уезда Новгородской губернии» (чухарями раньше звали вепсов), написанной им в 1906 году.
Александр Андреевич Кисилев – земский учитель Корвальской школы Тихвинского уезда Новгородской губернии. Он был корреспондентом в Этнографическом Отделе Русского музея с 1904 по 1906 г. и собирал материал по вепсской этнографии.
Вот что он писал:
"Вообще уход за беременными женщинами в деревнях крайне плохой. Женщины несут все тяжелые работы: носят пойло скоту, ездят за сеном и дровами, носят дрова, воду – одним словом, исполняют все работы, какие только встречаются в крестьянском быту, отчего часто случаются преждевременные роды со всеми их последствиями. Нередко страдают маточными болезнями: выпадение матки, несвоевременные регулы, сахарные болезни – и все это последствия плохого ухода за беременной женщиной.
О наступлении родов никогда никому не говорят, боясь оханья [осуждения] и худого глаза. Беременная женщина, почувствовав роды, начинает топить баню, и муж тихонько, чтобы никто не знал, идет к бабке.
Истопив баню, мыться в начале посылают родственников, а потом уже идет и сама роженица, бабка ее уже там поджидает. Сильно поливают каменку водой, чтобы больше было жару. Парят роженицу, растирают живот. Больная от потугов, от жару совершенно изнемогает.
Тогда ее подвешивают на полотенцах, т.е. под руки кладут полотенца и подвязывают концы к потолку так, чтобы висела. Живот опускается вниз, и наступают роды. Бывает, что подвешивание не помогает, тогда прибегают к стряхиванью. Берут за руки и трясут. От стряхивания живот опускается вниз. После родов женщине дают лежать часа два. Ребенка тоже встряхивают и обрезают пуповину, прежде ниже обреза пуповину завязывают простой ниткой. Послед бабка убирает куда-нибудь подальше, чтобы никто не видел. Вообще зарывают в землю.
Среди чухарей есть поверье, что если послед увидит посторонняя женщина, то роженица обязательно должна заболеть.
Роженицу несут в избу и дают ей, чтобы лучше очистилась, пить калган, настоенный на вине. Соседи, узнав о разрешении своей соседки от бремени, каждый старается ее посетить. При этом несут роженице пироги. Пироги несут с доброй целью, принесшие их желают поскорее поправиться. На третий, на четвертый день роженица уже принимается за работу".
В общем, по описанию все довольно спокойно, цивилизованно, и бережливо по отношению к женщине, без каких-то диких (на наш современный взгляд) традиций, как в приведенных в начале статьи случаях.