Родовые традиции вепсов: заимствование русских обычаев в отличие от северных соседей

Вепсы — представители финно-угорского народа, исторически населяющие земли современной Карелии, Вологодской и Ленинградской областей. Их культура и быт на протяжении столетий формировались в тесном соседстве с русским населением, что привело к значительному взаимному влиянию.

Заимствование русских обычаев

В результате долгого совместного проживания вепсы, как и карелы, переняли у русских ряд традиций, включая банные ритуалы и практику родов в бане. Именно это отличает их от других коренных народов Севера — саами, ненцев, хантов и других, у которых существовали совершенно иные, подчас суровые, родовые обряды.

Многие северные народности считали роженицу «нечистой», поэтому роды проходили в изоляции — в специально поставленном холодном чуме, вдали от общего жилья. Женщина оставалась там некоторое время до и после появления ребенка. Для «очищения» она окуривала себя дымом от подожженной оленьей шерсти или бобрового волоса. После родов временное жилище и одежду роженицы часто сжигали. Подробнее об этих обычаях можно узнать по ссылке.

Традиции вепсов глазами этнографа

У вепсов же, вероятно, под влиянием русской культуры, сложилась иная практика. Я познакомилась с их обычаями благодаря работе Александра Андреевича Кисилева «Народная медицина у чухарей Тихвинского уезда Новгородской губернии», опубликованной в 1906 году (словом «чухари» тогда обозначали вепсов).

Александр Кисилев был земским учителем в Корвальской школе Тихвинского уезда. С 1904 по 1906 год он сотрудничал с Этнографическим Отделом Русского музея, собирая материалы о жизни и традициях вепсского народа.

Вот какие наблюдения он оставил:

«В деревнях того времени уход за беременными женщинами оставлял желать лучшего. Будущие матери выполняли всю тяжелую крестьянскую работу: носили корм скоту, заготавливали сено и дрова, таскали воду. Такие нагрузки нередко приводили к преждевременным родам и различным осложнениям: выпадению матки, нарушениям цикла, так называемым «сахарным болезням» — все это было следствием отсутствия бережного отношения.

О начале родов старались никому не рассказывать, опасаясь сглаза и пересудов. Почувствовав приближение часа, женщина начинала топить баню, а муж тихо, чтобы не привлечь внимания, шел за повитухой (бабкой).

Истопив баню, сначала мылись родственники, и только потом туда отправлялась сама роженица, где ее уже ждала повитуха. Каменку обильно поливали водой, чтобы поддать жару. Женщину парили и растирали ей живот. От потуг и духоты она часто совершенно выбивалась из сил.

Тогда ее подвешивали на полотенцах — их пропускали под мышками и привязывали концы к потолку, так что женщина оказывалась в висячем положении. Это помогало животу опуститься и ускоряло роды. Если подвешивание не срабатывало, прибегали к «стряхиванью»: брали роженицу за руки и трясли, чтобы сместить плод. После рождения ребенка женщине давали отлежаться около двух часов. Младенца тоже встряхивали, затем перевязывали пуповину простой ниткой и обрезали. Послед повитуха убирала подальше, обычно закапывая в землю, чтобы его никто не увидел.

Среди вепсов бытовало поверье, что если послед увидит посторонняя женщина, роженица обязательно заболеет.

После всего женщину переносили в избу и давали выпить настойку калгана на вине — считалось, что это помогает «очиститься». Соседи, узнав о рождении ребенка, старались навестить молодую мать, принося с собой пироги — такой дар был знаком добрых пожеланий и скорого восстановления. Уже на третий-четвертый день после родов женщина обычно возвращалась к обычным работам».

Сравнение с традициями других народов

В целом, описанные обычаи производят впечатление более спокойных и, в какой-то мере, бережных по отношению к женщине, особенно на фоне суровых ритуалов некоторых других северных народов, которые с современной точки зрения могут казаться экстремальными.