Банные традиции и бытовая гигиена вепсов: как парились и поддерживали чистоту в начале XX века

Интересно, а вы в курсе, что вепсов в старину называли чухарями? Я, например, долгое время об этом не знала. Узнала лишь когда познакомилась с этнографическими материалами начала прошлого столетия — рукописью А.А. Кисилева «Описание постройки и жилища, его принадлежностей у чухарей Тихвинского уезда Новгородской губернии» и работой А.В. Лесковой «О чухарях». Вепсы — это финно-угорский народ, исторически проживающий на землях современной Карелии, Вологодской и Ленинградской областей.

Это название, «чухари», не несло в себе ничего обидного, как может показаться сейчас. Оно было таким же обыденным и официальным, как, скажем, «самоеды» для ненцев. Этнографы его активно использовали. Сегодня эти термины вышли из употребления, стали историзмом.

В тех самых рукописях 1903 и 1906 годов я обнаружила увлекательные детали о том, как этот народ обустраивал банный быт и понимал чистоту.

Баня для пара, а не для мытья

Судя по описанию Кисилева, бани у вепсов были небольшими и «черными» — то есть топились «по-черному», без трубы. Вместо привычной печи стояла каменка. Само строение делилось на два помещения: собственно парную и предбанник («прибаенок»), где оставляли одежду.

Главной целью посещения бани было именно попариться, а не помыться в современном смысле. Каменку, сложенную прямо на земле, раскаляли сильным огнем. Поливая раскаленные булыжники водой, получали густой, обжигающий пар. Рядом с каменкой на четырех столбах устраивали полок, застилая его досками, а во время процедур — еще и соломой.

Воду держали в кадках: одна с горячей, другая с теплой. Грели ее теми же камнями прямо в парной. Часто пола в бане не было вовсе, и люди мылись на утоптанной земле.

Процедура была суровой: парились до красноты, почти не используя мыло. Голову мыли горячим щелоком, а после жаркой парной окатывались ледяной водой — и на этом всё. Кроме бань, мылись также прямо в печи, и делали это почти каждую субботу.

Стирка и уборка в вепсском доме

Со стиркой, как пишет Лескова, дело обстояло своеобразно. Белье и одежду носили подолгу, сильно занашивая. Белье не стирали в нашем понимании, а «бучили» — мочили и толкли в ступах. Ситцевые вещи стирали, но от частого «застирывания» они быстро изнашивались.

Что касается чистоты в избе, то полы подметали один-два раза в день. Мыли же избу капитально обычно только к большим праздникам: Пасхе, Рождеству или престольному дню. Находились, конечно, и те, кто мыл еженедельно, но таких хозяйств было очень мало.

Сам процесс мытья полов был довольно оригинальным: на пол выливали ведро воды, размазывали ее веником по всей площади, затем собирали грязную воду и сгоняли тем же веником к специально проделанной в полу дыре. Поскольку полы часто были земляными, без настила, оставшуюся грязную жижу вытирали мочалкой, а не споласкивали. На еще сырой пол стелили свежую солому.

Встречались и такие полы, где грязь намерзала или набивалась так плотно, что ее приходилось соскабливать лопатой — веник был бессилен. Сени мыли редко, и то практика эта, по меркам 1903 года, была относительно новой. Дворовые же сени не мели вовсе.

Нежданные жильцы и борьба с ними

В крестьянских избах в изобилии водились насекомые. Чаще всего встречались тараканы (только рыжие, черных не было), затем клопы и вши. Любопытно, что человеческих блох тут не знали, хотя у домашних животных они были.

С вредителями боролись подручными и ритуальными методами: тараканов вымораживали, клопов «заговаривали» специальными заклинаниями, вшей просто давили, а белье и платки для очистки перетряхивали в бане.