Есть у нас один знакомый рабочий из местных. Зовут его Роберто, но, как здесь принято, никто его по имени не называет. Видимо, он даже родился уже с усами, поэтому все его так и называют - УСЫ, если буквально с португальского на русский перевести. Но мы немного адаптировали и между собой (я и девочки) называем его Усатый Дядька.
Так вот, Усатый Дядька приходил к нам со своей бригадой - починить кое-что на веранде.
Поработали, пообедали и сели отдыхать, как водится в Бразилии. Здесь после обеда многие рабочие ложатся подремать где-нибудь на травке, но сегодня работы было немного, они закончили и собирались уходить уже, но разговорились с Жу.
Я слышала из дома, что разговор шел весьма оживленный. Даже собиралась попросить их говорить потише, так как Катю пора было укладывать на дневной сон. Но вдруг Жу зовет меня к ним, а у самого такое странное выражение лица, словно он старается не заржать. У меня сразу улыбка до ушей невольно, хотя я еще не знаю, в чем дело, но предвкушаю веселье.
Подводит меня к рабочим и говорит мне:
- Скажи им, ты тоже видела костер там в лесу?
Костер мы иногда видим за деревьями, да. Горит знатно, но почти без дыма, зато с громкими хлопками. Жу всегда наблюдает за этим костром и недоумевает, где и что так странно горит.
- Да, периодически вижу костер. А что такое?
Усатый Дядька толкает в плечо одного из рабочих и торжествующе вопит:
- Ну вот видишь, я же тебе говорил!
Рабочие качают головами, Жу мне подмигивает с хитрой улыбкой.
Ну костер, и что?
- И что с этим костром?
- А то! - говорит Роберто, - что это тот самый таинственный костер горит, что на месте старой церкви на горе!
- Что за церковь на горе?
- Ну церковь на горе там в лесу.
- И что это за место?
- Ты что не знаешь? Это же все тут знают.
Рабочие кивают головами.
- Это же самое странное и страшное место здесь.
- Что в нем страшного?
- Там в древние времена мучили и убивали негров-рабов.
Это уже интересно, думаю я.
- И где эта церковь? Хочу туда сходить.
Рабочие хохочут. Видно, что не верят, что я и правда собираюсь туда пойти. Но мне же интересно теперь.
- Что это за место? Где? Как туда пройти?
- Да там, в лесу напротив.
Показывают на холм напротив нашего. Там действительно густой лес. Как я там найду вашу церковь, думаю я. Надо проводника что ли.
В общем, я давай их пытать. У местных есть особенность такая - полное отсутствие привычки логически мыслить. Ты их про Васю спрашиваешь, а они тебе про мух отвечают. Очень трудно из них информацию выудить. Я с Соланжи так мучаюсь и с Немцем, а эти и того хуже - несут, что в голову придет. Да еще и на местном диалекте, который я вообще не понимаю почти.
Забросала я их вопросами и они что-то давай рассказывать. А потом мне уже муж перевел, потому что я ничегошеньки не поняла.
Значит, про церковь эту - она полностью разрушена, но на ее месте открытая площадка, на которую все местные боятся ходить. Что там такого страшного, кроме этого костра, я не поняла. И с чего они вообще взяли, что костер именно там горит. Просто выдумывают, скорее всего. Находится она рядом с домом Ани и Кассио, до конца их улицы надо дойти и в лес.
Аня и Кассио живут вот в этом квартале, их дом как раз напротив нас, только не видно из-за холмов.
Надо туда прогуляться. Историческое место, как ни крути.
А байки они травили смешные, хотя для них страшные, но, рассказывая, сами хохотали. Один, например, рассказал, как вечером сидел дома и вдруг услышал оглушительный грохот, как если бы входную дверь открыли с ноги. Побежал в прихожую, а там собака мирно спит на коврике, все закрыто.
- У меня волосы на голове зашевелились...
- Да ты же лысый, чувак! - заржали мужики.
- Да вы че, у меня аж волосы встали дыбом!!!
- Ха-ха-ха!!! Встали и ушли! Совсем!!!
Роберто рассказал другую историю. Был он еще мальчишкой и вместе с братьями решил подшутить над своими тетушками. Забрался с пацанами на большое дерево жабутикабы, расселись они там на ветке прямо над дорогой, по которой тетушки должны были вернуться домой. И стали ждать, чтобы, когда те пойдут, забросать их ягодами и листьями. Напугать решили, значит.
И вот сидели, сидели чуть ли не до темноты. Надоело им сидеть, тетки не идут что-то. Спрыгнули с ветки и собрались уже домой идти, как вдруг кто-то на них сверху начал бросать ягоды и листья. Как они побежали домой! Прибежали, а тетки уже давно дома - кашасу (бразильскую водку) сидят пьют.
Тут мужики опять заржали, потому что Роберто непонятно к чему вставил про эту водку, вообще не в тему, но смешно. И только Роберто не смеялся.
- Да я с тех пор зарекся разыгрывать людей. Как это вообще? Кто это нас? И как это они прошли так, что мы их не видели? Там же негде больше было пройти.
- Да ты сам, наверное, водки напился, вот и все! Ха-ха-ха!
Усатый кисло улыбнулся и покачал головой.
Третий рассказывал, как жил в одном доме с кузнецом. А кузня во дворе. И вот по ночам кто-то в кузне стучал молотом по наковальне и бренчал инструментом, а когда кузнеца спрашивали, зачем он ночью ходит работать, тот удивлялся и отвечал, что ночью спал себе в своей кровати.
Еще про Саси Перере рассказывали. Это такой лесной дух, чернокожий мальчишка на одной ноге. Он любит людям гадости делать. Что-то вроде лесного домового. Только это же сказочный персонаж, как Леший там или Кикимора. А эти всерьез о нем говорят. Чудеса!
Роберто рассказывал, как Саси лошадям в стойле гриву в косы заплетает. Любопытно, что я эти байки еще в России слышала, про косы у лошадей. Значит, это повсеместное явление и Саси тут не при чем.
Фольклор это всегда интересно. Я еще у местных поспрашиваю про церковь на горе, может что интересное разузнаю. Если это все не выдумка от начала до конца, конечно. Интересно будет узнать подробности.
Пост-знакомство - Из русской деревни в джунгли Бразилии.