Встреча героев: мой опыт в поисковом отряде, встречающем космонавтов с МКС

Первые мгновения на месте посадки

Я оказался рядом с почерневшей от жара спускаемой капсулой буквально через минуту после того, как она коснулась казахской степи. В тот момент машины поисково-спасательного отряда «Синие птицы» только приближались, а вертолеты с врачами и инженерами один за другим садились в нескольких сотнях метров, поднимая тучи пыли.

Сложно передать, что я чувствовал в эти минуты! Сердце бешено стучало — то ли от спринта по полю от машины до аппарата, то ли от невероятного накала эмоций. Это была смесь восторга, благоговения и осознания, что ты становишься свидетелем и участником события планетарного масштаба.

Три человека только что завершили путешествие длиной в сотни дней на орбите. И сейчас они находятся здесь, в этом металлическом шаре, который еще хранит холод космоса. Их невероятное приключение подошло к концу, а я стою рядом, один из первых, кто встречает их на родной планете… Это чувство невозможно забыть.

А началось все ранним утром, за восемь часов до этого волнующего финала. Мы свернули наш полевой лагерь и выдвинулись в заданный район. Наша цель — развернуть мобильный узел связи, чтобы отслеживать спускаемый аппарат, засечь его максимально быстро и первыми прибыть к месту посадки.

Подготовка: создание «ушей» и «глаз» в степи

Ключевая задача нашего подразделения заключалась в организации спутникового канала для прямой связи с Центром управления полетами и приема телеметрии с корабля в реальном времени. Мы были «ушами» и «глазами» операции на земле.

Все оборудование — антенны, приемники, серверы — перевозится на нескольких вездеходах. Его нужно было не просто выгрузить, а собрать в работающую систему, обеспечить энергией от бензиновых генераторов и тщательно настроить. Этот процесс — от разгрузки до получения стабильного сигнала — занимает около двух часов кропотливой работы.

Ожидание: отсчет последних часов и минут

Спускаемый аппарат с экипажем отстыковывается от Международной космической станции за много часов до посадки. Сначала с помощью двигателей он сходит с орбиты, а затем, на высоте около 140 километров, от служебного модуля отделяется сама капсула с людьми и начинает управляемое падение к Земле. Примерно за три часа до приземления она входит в плотные слои атмосферы.

Для нас на земле самый ответственный момент наступает за 20 минут до расчетного времени. Именно тогда капсула снижается до высоты, с которой наше оборудование может поймать УКВ-сигнал от космонавтов. До этого мы слушаем тишину эфира, зная, что каждая секунда теперь на счету.

Старт погони: от сигнала до визуального контакта

Как только оператор связи докладывает: «Контакт! Слышу экипаж!», все, кроме него, вскидывают головы и бинокли к небу. Мы ищем крошечную белую точку — купол основного парашюта, который раскрывается на высоте около семи километров.

В этот миг моторы наших машин уже ревут, люди заняли места в салонах, а вертолеты с медиками и экспертами Росавиации кружат в небе над расчетным квадратом.

Безумная гонка по бездорожью

Визуальное обнаружение парашюта позволяет оценить траекторию и дать команду на движение. Весь отряд бросается в погоню, стараясь на максимальной скорости следовать за спускающимся куполом.

От момента, когда парашют становится виден, до касания земли проходит около 15 минут. Это время безумной езды по абсолютному бездорожью. Мы мчимся не по дорогам, а напрямик через степь, подпрыгивая на кочках, лавируя между промоинами и стараясь не застрять в заболоченных низинах у пересыхающих ручьев.

В день, о котором я рассказываю, мы были в полукилометре от точки приземления. Последние несколько сотен метров наши машины буквально выли от нагрузки — водители давили на газ, не щадя ни подвеску, ни себя.

У цели: почерневшая капсула и тишина

И вот мы на месте. Пыль от нашего бешеного заезда еще не успела осесть.

Капсула стояла вертикально, как и положено при штатной посадке. Хотя бывает, что из-за сильного ветра огромный парашют волочит ее по земле, и она заваливается на бок.

Если аппарат лежит на боку, приближаться со стороны днища категорически запрещено — от теплозащитного экрана идет сильное остаточное излучение. Все работы в таком случае ведутся только со стороны люка. Если же капсула стоит, как наша, на нее устанавливают специальную лестницу-треногу.

Долгожданный знак: «Экипаж жив, все в порядке!»

Через иллюминатор был виден скафандр одного из космонавтов. Как только лестница закреплена, специалист открывает люк, и через мгновение раздается радостный крик: человек на капсуле поднимает руку с большим пальцем вверх! Это универсальный сигнал: «Все ОК! Экипаж жив, посадка успешная!»

Под аплодисменты и возгласы облегчения космонавтов начинают по одному, крайне бережно, извлекать из тесного спускаемого аппарата.

Первым поднимают командира корабля — в тот раз это был Антон Шкаплеров. Несмотря на колоссальные перегрузки при спуске, он выглядел собранным и бодрым и самостоятельно открыл забрало своего шлема.

Возвращение к земной жизни

Космонавтов аккуратно снимают с корпуса аппарата и на руках переносят на специальные раскладные кресла-носилки, где их сразу же окружают врачи. Самостоятельно ходить они еще не могут — мышцы за месяцы невесомости отвыкли от земной гравитации.

На снимке Антон Шкаплеров уже в кресле, а на заднем плане несут американского астронавта Скотта Тингла.

После первичного осмотра экипаж переносят в мобильный медицинский модуль. Там со снятием скафандров и более детальным обследованием работают уже без камер и посторонних глаз.

Примерно через час, уже переодетых в синие комбинезоны Роскосмоса, космонавтов доставляют на борт вертолета, который увозит их в Караганду для дальнейшей реабилитации.

Работа после встречи

Но для нашего отряда миссия на этом не заканчивается. Нам предстоит провести в степи еще одну ночь. Специалистам нужно безопасно слить остатки топлива и технических жидкостей из капсулы, а затем погрузить ее на платформу «Синей птицы» для отправки на Байконур, где аппарат ждет тщательный послеполетный анализ.

Это был мой рассказ о поисковой операции по встрече экипажа корабля «Союз МС-07», который доставил на Землю Антона Шкаплерова, Скотта Тингла и Норисигэ Канаи. Это событие произошло 3 июня 2018 года.

В следующих материалах я подробно расскажу об уникальных машинах «Синие птицы», о нашем пути на Байконур, о том, как происходит отправка экипажей на МКС, и покажу, что осталось внутри легендарного «Бурана». Оставайтесь на связи!

Чтобы не пропустить новые публикации, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал.

——

Также рекомендую почитать: Как сэкономить около 10 тыс. руб. на поездке в Японию