Пригородный поезд Псков – Великие Луки ходит уже две недели. Анонсируя этот поезд, я высказал сомнение, что с текущими ценами на проезд (899 рублей) он будет пользоваться популярностью. После запуска вскрылись новые печальные подробности, а псковский губернатор сказал странное. Но обо всем по порядку.
Где железка – там жизнь
Сначала пара банальностей. Псковская область очень неплохо охвачена железными дорогами. И в советское время, и в 90-е, и в «нулевые» пригородные поезда худо-бедно, но ходили по ним, были беспересадочные вагоны до Москвы и Петербурга, так что почти откуда угодно в любой день недели можно было уехать в любой крупный город.
«Якунинская» реформа привела к отмене большинства поездов. Прежний губернатор Турчак, ушедший на повышение в Единую Россию, для развития железной дороги ничего не делал, и она постепенно чахла. Дошло даже до того, что не осталось ни одного поезда из Пскова до Петербурга, хотя при умелой организации движения путь занимает всего 3,5 часа езды.
Новый губернатор Псковской области Михаил Ведерников вроде стал уделять больше внимания железной дороге. Главное, договорился с РЖД о запуске «Ласточки» в Петербург. Теперь ежедневно в город на Неве и обратно ходит по четыре пары поездов в день. Часть из них были продлены до Печор, небольшого городка на границе с Эстонией, в котором находится знаменитый монастырь.
Дальше – больше. Псков с Великим Новгородом и Петрозаводском связала «Ласточка». В расписании остались два поезда на Москву: ежедневный фирменный и обычный, который ходит два раза в неделю. Недавно были запущены беспересадочные вагоны из Пскова в Крым и в Адлер (Имеретинский курорт).
Так что у меня, автора железнодорожного сайта, к губернатору Псковской области скорее теплое отношение, чем негативное. Я вижу, что железная дорога зажила.
Мало пустить поезд – надо все продумать
Но два пригородных поезда: Псков – Скангали и Псков – Великие Луки, которые появились буквально в этом году, – это тихий ужас.
Псков – Скангали – поезд-подкидыш. Это вагончик, что идет недалеко от Пскова в сторону деревень и небольшого районного центра Пыталово. Его задача простая – отвезти людей до деревни (как псковичей, так и тех, кто приехал в Псков из Петербурга на «Ласточке»), а потом вернуть назад в город. Ну и сделать так, чтобы в Псков по делам могли ездить те, кому это необходимо.
Так что вы думаете? Поезд сделали поздневечерним «туда», и практически ночным «обратно». Кстати, в пятницу вечером, когда все нормальные люди хотят выбраться из города в сторону деревни, поезд не ходит.
Перед запуском маршрута губернатор сказал, что посмотрит на пассажиропоток, и если он будет, то периодичность увеличит. Откуда появится пассажиропоток при такой организации движения, – большой вопрос. На Youtube есть видео, на котором заснято, как из прибывшего поезда выходит всего четыре человека.
Что не так с поездом Псков – Великие Луки
Интересно, что на церемонии пуска поезда Псков – Великие Луки губернатор сказал то же самое: мол, если будете ездить, будем улучшать. Идея-то соединить поездом областной центр Псков и второй по размерам город области Великие Луки – правильная и давно назревшая.
Но здесь начались нюансы. Первый – стоимость проезда. Цена абсолютно неконкурентная не то что с автобусами, а даже с поездом дальнего следования Псков – Москва, который ходит тем же маршрутом и с похожим расписанием. Билет на весь маршрут стоит 899 рублей, при том что на автобусе можно доехать и за 600, и даже за 400 рублей.
Второй немаловажный нюанс – подвижной состав. На маршрут поставили видавший виды рельсовый автобус РА-2. Это такой драндулет с не самыми удобными лавками. У РА-2 головные вагоны моторные, то есть шумные. Когда он ходит в трехвагонном исполнении, от шума можно спрятаться в центральном вагоне, но на маршруте Псков – Великие Луки РА-2 ходит двумя вагонами. Ехать в таком составе пять часов – то еще испытание.
«Дальше все зависит от вас (пассажиров – прим.1520), и насколько маршрут будет востребованным. В соответствии с этим скорректируем периодичность, расписание, а в следующем году по договоренности с РЖД есть возможность поставить еще более быстрый, суперсовременный поезд на три вагона, способный развивать скорость до 120 км/ч», – написал губернатор Михаил Ведерников в инстаграме, видимо, имея в виду РА-3.
Только вот обычно все происходит наоборот. Сначала организуется комфортный для пассажиров маршрут с адекватной ценой и удобным подвижным составом, после чего пассажиры с радостью начинают им пользоваться, как это было с «Ласточкой» Псков – Петербург.