Личный опыт: почему белорусский фирменный плацкарт разочаровал

Недавно мне довелось совершить поездку в белорусском плацкартном вагоне. Весь маршрут пролегал по России, а сам состав был фирменным. Этот опыт позволил мне убедиться: распространенное мнение о превосходстве белорусских поездов над российскими — не более чем миф.

Поезд Минск – Санкт-Петербург. Фото: сайт БЧ

Мне нужно было добраться со станции Новосокольники в Псковской области до Санкт-Петербурга. По расписанию оптимально подходил поезд Брест-Петербург, в составе которого были вагоны до Минска.

Покупая билет через сайт РЖД, я обратил внимание на разделение вагонов: некоторые имели пометку «НФ» (нефирменный вагон в фирменном поезде), другие — нет. Мой вагон был без пометки, что, как я предположил, означало его фирменный статус. Разница в цене оказалась символической: 1159 рублей за нефирменный и 1175 — за мой, фирменный.

За три дня до отправления свободным было только одно нижнее место — 35-е, расположенное рядом с туалетом. Его я и приобрел.

Встреча, достойная календаря

В Новосокольниках поезд стоял около получаса глубокой ночью. Меня встретила молодая проводница — с длинными волосами и в короткой юбке, словно сошедшая со страниц корпоративного календаря Белорусской железной дороги, где представлены самые привлекательные сотрудницы.

Посадка свелась к проверке моей фамилии в бумажном списке, так как у меня была электронная регистрация. В вагоне все пассажиры спали, но ночное освещение было довольно ярким.

Все нижние места, кроме моего 35-го, и большинство верхних были заняты. Свободными оставались лишь некоторые полки в последнем купе.

В салоне было ощутимо душно. Сначала я подумал, что это из-за получасовой стоянки с отключенной вентиляцией. Однако заметил, что многие пассажиры спят без одеял, что указывало на избыточную температуру и ранее. При комфортных +22 градусах, которые должны поддерживаться как в российских, так и в белорусских поездах, люди обычно укрываются.

Особенности обстановки

Окна были украшены белыми шторами с надписью «Белорусская железная дорога» на русском языке. На столе лежала белая скатерть. На моей полке находился пакет с постельным бельем. Судя по всему, на предыдущем участке пути это место было свободным, либо проводники провели тщательную уборку. Матрас был свернут и убран на третью полку.

Примечательно, что верхние полки не были застелены, что отличает этот вагон от российских фирменных плацкартов, где это стандартная практика.

Качество белья приятно удивило: оно явно превосходило привычное белье РЖД. Матрасы — толстые и чистые, с плотными наматрасниками. Простыни — очень плотные, словно накрахмаленные. Правда, наволочка оказалась чуть меньше подушки, а матрас не совсем соответствовал длине полки. Место №35 — единственная поперечная полка, которая, как в российском, так и в белорусском плацкарте, имеет перегородку в ногах, отделяющую спальное место от прохода.

Биотуалеты располагались с обоих концов вагона и не закрывались на станциях. Несмотря на близость к моему месту, никаких неприятных запахов не было, что делало поездку комфортной. Вакуумный унитаз при смыве издавал шум, но не настолько сильный, чтобы будить. Звукоизоляция туалета была на хорошем уровне.

Бутылка воды у проводницы стоила всего 36 российских рублей — значительно дешевле, чем в поездах РЖД. Я попросил включить вентиляцию и отправился спать...

Когда я уже улегся, проводница подошла и предупредила, что может дуть, так как окно в нашем отсеке закрыто не полностью.

«Спасибо, — ответил я. — Если что, закрою».

В итоге сквозняк по голове не дул, а легкий поток свежего воздуха в сочетании с сильным укачиванием (дорога одноколейная, с постоянными разъездами, а поезд шел быстро) быстро усыпил меня.

Неожиданное пробуждение

Меня разбудил легкий толчок в плечо и голос: «Мужчина, просыпаемся, через полчаса Питер!».

Ночная проводница куда-то исчезла. Ее сменила другая — невысокая, с короткой стрижкой, одетая не по форме, а скорее по-домашнему. Поезд уже неспешно двигался по городским окраинам.

«Неужели здесь ехать целых полчаса?» — удивился я. Казалось, даже электрички двигались быстрее. Вероятно, скорый поезд был вынужден следовать графику, уступая путь пригородным составам. В вагоне по-прежнему было душно, за исключением нашего отсека с приоткрытым окном. Я пошел искать проводницу, чтобы получить сдачу — вечером ее предшественница не смогла разменять 200 рублей.

Цивилизация в виде банковских терминалов до белорусских поездов, даже фирменных, еще не добралась. Проводницы на месте не оказалось — она была в тамбуре и упаковывала грязное белье.

За полчаса до прибытия почти никто уже не спал, и около 80% пассажиров сдали белье, хотя проводница этого не требовала. Минут за 20 первые пассажиры начали переносить сумки в тамбур.

Честно говоря, я так и не понял, чем, по версии Белорусской железной дороги, фирменный поезд принципиально отличается от нефирменного.

Извините за отсутствие фотографий — сел телефон. А розеток для зарядки в фирменных вагонах БЧ, как выяснилось, не предусмотрено.