Работая в Национальном архиве Республики Карелия, я обнаружила коллекцию фотографий, посвященных строительству Беломорканала, которые ранее не были широко известны.
Эти снимки производят сильнейшее впечатление. Перед нами разворачивается настоящая фантасмагория — с одной стороны, нечеловеческие условия труда, а с другой — мощнейший пропагандистский аппарат, задачей которого была так называемая «перековка» заключенных. Вся эта машина была нацелена не только на «перевоспитание», но и на демонстрацию миру новаторских, почти творческих методов работы с контингентом. Неслучайно для съемок на объекты привлекали известных фотографов, в том числе и Александра Родченко.
Стоит отметить, что сам Родченко, легендарная фигура советского авангарда, также работавший на стройке, в журнале «Советское фото» размышлял о «перестройке художника», проводя параллели с «перевоспитанием убийц и врагов народа». Он писал:
«Меня потрясла та чуткость и мудрость, с которым осуществлялось перевоспитание людей. Там умели находить индивидуальный подход к каждому. У нас [фотографов] этого чуткого отношения к творческому работнику еще не было тогда…»Работы Родченко на эту тему, вероятно, знакомы многим.
Если же вы с ними не сталкивались, их всегда можно найти по соответствующему запросу.
Мир за кадром официальной хроники
А сейчас я хочу познакомить вас с менее растиражированными архивными кадрами, которые показывают будни строительства Беломорканала силами заключенных — «каналоармейцев». Уверена, после их просмотра станет понятно, почему в заголовке я использовала слово «безумный».
Все представленные фотографии предоставлены Национальным архивом Республики Карелия.
