Москвичей не удивишь архитектурными разрушениями. Но неожиданно громкий скандал разгорелся вокруг перестройки трамвайной арки 19 века возле Курского вокзала. Попытался разобраться, почему.
Что это за арка?
Арка, о которой идет речь, находится совсем рядом с Курским вокзалом. Буквально в 10 минутах ходьбы от него. Сверху – шесть железнодорожных путей.
Арка была построена в 1865 году. Тогда трамваев еще не было, поэтому арку сделали довольно узкой. Сейчас под арку не пускают автомобилистов: только трамваи и пешеходов.
Как под аркой проходят трамваи, если она узкая?
Действительно, арка достаточно узкая, и два трамвая тут не разъедутся, так что пути положили внахлест, редким способом «сплетения». То есть два пути не превращаются в один, а просто накладываются друг на друга со сдвигом. Полистайте галерею (при просмотре с компьютера, фото можно увеличивать по щелку).
Кому помешала арка?
Арка не помешала, просто город развивается и требует новых транспортных решений. Несмотря на то, что над аркой довольно много ж/д путей, их уже не хватает. Сейчас по них ходят поезда дальнего следования и электрички Курского и Горьковского направлений, в том числе поезда МЦД-2. В будущем здесь же пойдут поезда МЦД-4, а это значит, что путей будет больше. Чтобы увеличить количество путей, нужно переделать арку.
Что появится на этом месте?
Пока точно неизвестно. Скандал начался с того, что компания «Интермост» опубликовала на сайте рендеры будущего путепровода, снабдив картинки таким тестом:
В узком туннеле трамвайные рельсы уложены «сплетением» — это последняя сохранившаяся такая конфигурация рельсов в Москве. Несмотря на «уникальность» сооружения, состояние несущих конструкций путепровода является неудовлетворительным и требует реконструкции.
Специалисты ООО «Интермост» разработали проектную документацию для нового железнодорожного путепровода. Проектируемый железнодорожный путепровод предназначен для пропуска восьми путей (Курского хода, Горьковского хода) над Сыромятническим проездом. Под путепроводом предполагается размещение двух трамвайных линий, автодорожной полосы и пешеходного тротуара.
А вот сами рендеры.
Будущая арка оказалась на картинках столь безликой, а общественный протест столь громким, что компания «Интермост» была вынуждена удались свой релиз и изображения, а в РЖД и московской мэрии заявили, что еще ничего не утверждено.
Почему за арку вступилось так много людей?
Действительно, петиции в поддержку арки подписали десятки тысяч человек. Под обращением о сохранении арки на сайте change.org на сегодняшний день оставили подписи около 35 тысяч человек, петицию на сайте podpishi.ru поддержали еще около пяти тысяч человек.
Москва давно не сталкивалась с такой волной недовольства по поводу того или иного градостроительного решения.
Есть мнение, что существенный резонанс история со сносом арки вызвана тем, что рядом находится ряд так называемых креативных кластеров – места, где проводит время активная часть московской молодежи и людей среднего возраста. Это и «Винзавод», и, конечно, Artplay.
Центр дизайна Artplay занимает целый квартал возле Курского вокзала. Он открылся здесь в 2008 году, и объединяет множество организаций, связанных с решением творческих задач. Здесь – школы дизайна, дизайнерские студии, бюро и магазины, выставочные залы и кафе.
Чтобы попасть в Artplay от ближайшей станции метро «Курская», необходимо пройти через ту самую арку. Понятно, что для людей с дизайнерским мышлением идея замены атмосферной исторической постройки бетонным новоделом оказалась неприемлемой.
И что будет дальше?
Пока не решили, но очевидно две вещи. Во-первых, отказываться от строительства новых путей МЦД-2 из-для того, чтобы сохранить арку, никто не будет, сколько бы человек ни высказались против. Да это и глупо. Во-вторых, судя по тому, что власти и РЖД включили заднюю, тот самый примитивный бетонный проект уже не примут.
Скорее всего, власти и градозащитники будут искать компромиссное решение, как в случае щусевского путепровода на Комсомольской площади. Artplay уже предложил помощь.
«Центр дизайна Artplay готов принять активное участие в разработке обновленного облика путепровода и привлечь к этому процессу архитектурное сообщество, проработать вопрос благоустройства прилегающей территории совместно с префектурой ЦАО в рамках проекта "Арт-квартал"», – говорится в сообщении.