Почему я отказываюсь от поездов в отпуск в 2020 году: взгляд на риски

РЖД понемногу возвращает в расписание поезда, которые были отменены в разгар эпидемии весной. Однако я лично не планирую сейчас путешествовать и считаю, что и другим стоит повременить. Хочу поделиться своими соображениями на этот счет.

Падение пассажиропотока в пять раз

Для начала приведу немного статистики, чтобы была понятна общая картина.

В апреле текущего года поездами дальнего следования в России воспользовались всего 1,8 миллиона пассажиров. Это на 77% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В мае цифры были схожими — около 2 миллионов человек, что означает падение почти на 79%. Фактически, поток пассажиров сократился в пять раз.

В июне, после отмены режима самоизоляции в ряде регионов, активность путешественников начала расти. Например, между Москвой и Санкт-Петербургом возобновили полноценное движение «Сапсанов», иногда даже запуская сдвоенные составы. Снова вышел на маршрут частный поезд «Мегаполис». Увеличилось количество рейсов на южные направления, а крымский перевозчик и вовсе открыл новые маршруты.

Эпидемиологическая ситуация остаётся напряжённой

Хотя люди постепенно возвращаются к поездкам, если отвлечься от снятия ограничений и объективно оценить эпидемиологическую обстановку, картина выглядит тревожной.

Уже почти месяц в стране ежедневно фиксируется от 8 до 9 тысяч новых случаев заражения. Это примерно тот же уровень, что и в период строгого карантина. Россия устойчиво занимает третье место в мире по числу активных случаев (после США и Бразилии), если считать разницу между всеми заболевшими и выздоровевшими.

Расслабляться явно рано. Однако у властей, видимо, свои резоны. Во-первых, важно было не допустить переполнения больниц. Поскольку сейчас многие идут на поправку, коечный фонд удаётся держать в резерве, по крайней мере, в столице.

Во-вторых, свою роль играют политические факторы: подготовка к параду, так называемое «голосование» по поправкам в Конституцию и прочее. В-третьих, нельзя сбрасывать со счетов экономику. Её нужно поддерживать, а для этого необходимо позволить предприятиям работать, открыть магазины и кафе, дать людям возможность поехать отдыхать.

Но важно понимать: то, что государство негласно разрешило гражданам больше свободы, не означает, что можно беззаботно вернуться к прежнему образу жизни. Вирус никуда не делся, им по-прежнему болеет множество людей. Причём многие переносят инфекцию бессимптомно, даже не подозревая об этом, и свободно перемещаются по стране.

Плацкарт vs купе: где безопаснее?

Стоит отдавать себе отчёт, что цифра в 8-9 тысяч новых случаев в сутки — это только официально выявленные. Реальное количество заражённых, которые не чувствуют симптомов и не сдают тесты, значительно выше. Есть и те, у кого есть признаки болезни, но им отказывают в приёме анализов. В некоторых регионах пройти тестирование до сих пор большая проблема.

Таким образом, вероятность столкнуться с больным человеком в плацкартном вагоне, рассчитанном на 54 пассажира, или в вагоне сидячего типа (включая «Ласточки» и «Сапсаны») — далеко не нулевая. А заразиться в таких условиях — проще простого. Ни о какой социальной дистанции в переполненных вагонах речи не идёт, ношение масок не является строго обязательным, и если инфицированный пассажир чихнёт или кашлянёт, вирусные частицы легко разлетятся по всему пространству.

Путешествие в купе или СВ, безусловно, безопаснее, особенно если вы едете с семьёй или друзьями и выкупаете всё купе целиком (сейчас на это часто предоставляют скидки). Однако и в этих вагонах есть общие зоны — коридоры, туалеты, вагон-ресторан, — поэтому меры предосторожности соблюдать крайне важно.

На мой взгляд, риск заразиться в пути всё ещё перевешивает возможные плюсы отпуска. Причём опасность заключается не только в том, чтобы заболеть самому, но и в том, чтобы привезти вирус пожилым родственникам, для которых высока вероятность тяжёлого течения болезни (хотя и молодые, и люди среднего возраста тоже иногда переносят COVID-19 очень тяжело).

Мой личный выбор в этом году: отправляться в поездку, особенно в плацкарте, — только в случае крайней необходимости. И вам советую придерживаться такого же подхода.