«Если кто-то чихнет в плацкарте, вирус долетит до многих»: почему я не еду в отпуск в этом году

РЖД постепенно возобновляет курсирование поездов, которое прекратилось из-за эпидемии в апреле-мае. Но лично я не спешу путешествовать, и вам не советую. Объясняю, почему.

Перевозки упали в пять раз

Для начала немного цифр, чтоб вы поняли масштаб падения пассажиропотока.

В апреле 2020 года в России поездами дальнего следования РЖД воспользовались 1,8 млн человек, что на 77% меньше, чем год назад. В мае поездами воспользовались 2 млн человек, это на 78,9% меньше, чем год назад. То есть перевозки упали в пять раз.

В июне, после того, как в ряде регионов закончился период самоизоляции, люди стали больше путешествовать. Например, между Москвой и Петербургом возобновили в прежнем объеме курсирование «Сапсаны» и даже начали запускать сдвоенные составы. Возобновил курсирование частный поезд «Мегаполис». Пошло больше поездов на юг. Новые маршруты открыл крымский перевозчик.

Заболеваемость на спад не идет, но у властей свои доводы

Очевидно, что люди возвращаются в поезда, но если не брать во внимание отмену самоизоляции, а посмотреть на эпидемиологическую обстановку в России критически, то вот, что мы увидим.

Уже почти месяц ежедневно в стране выявляются от 8 до 9 тысяч новых случаев. Это примерно столько же, сколько было во время карантина. Россия находится на уверенном третьем месте в мире (после США и Бразилии) по текущему количеству больных (все заболевшие минус все выздоровевшие).

Так что поводов расслабляться нет никаких. У властей – свои соображения. Во-первых, им важно было избежать ситуации, при которой в больницах не хватит коек для больных. Поскольку люди сейчас активно выздоравливают, то койки удается держать в резерве. По крайней мере, в Москве.

Во-вторых, тут есть много политики: парад, т.н. «голосование» по обнулению и пр. В-третьих, есть и экономические соображение. Экономику нужно поддержать, а для этого хорошо бы разрешить предприятиям работать, магазины и рестораны открыть, людей опустить к морю.

Однако надо понимать, что данное властями негласное разрешение гражданам делать, что угодно, не означает, что можно беспечно и безопасно вернуться к старой жизни. Вирус есть, им все еще болеет много людей, причем многие болеют бессимптомно, об этом не знают и активно путешествуют.

В плацкарте опасно, в купе или СВ – лучше

Надо понимать, что, когда говорится о 8-9 тысячах выявленных случаях за сутки, то это именно выявленные. Куда больше количество больных людей, которые не чувствуют симптомов и не сдают тесты. Есть те, кто болеет, но у них отказываются принимать анализы. В ряде регионов сдать такой анализ все еще большая проблема.

Так что вероятность встретить больного человека в наполненном 54 людьми плацкартном вагоне или сидячке, включая «Ласточку» или «Сапсан», – не нулевая. А заболеть там можно запросто. Никакой социальной дистанции в таких поездах, маски необязательны, и если кто-то больной чихнет или покашляет, то вирус долетит до многих.

В купе или СВ – безопаснее, особенно, если вы путешествуете вместе с родными и выкупаете все места (сейчас это можно сделать со скидкой), но и в таких вагонах есть много общих зон, и очень важно соблюдать меры предосторожности.

Как по мне, то риск подцепить в дороге вирус все еще превышает возможные положительные стороны отпуска. Причем, опасно не столько заболеть самому, сколько привезти этот вирус более возрастным родственникам, для которых тяжелое течение болезни будет более вероятно (хотя и молодежь и люди средних лет иногда тяжело болеют тоже).

Мой выбор в этом году: ехать поездом, а особенно в плацкарте, – только если очень надо. Чего и вам советую.