Хочется верить, что воздушные путешествия скоро снова станут обычной частью нашей жизни. Еще больше я надеюсь, что рекомендации, которые вы найдете ниже, никогда никому не понадобятся на практике. Этот материал подготовил мой бывший коллега по редакции Men's Health Russia Дмитрий Сироткин — у него есть отличный ресурс, посвященный всему, что связано с движением (автомобили, мотоциклы и прочее). В конце статьи я оставлю ссылку на его проект.
Представьте ситуацию: вы дремали в кресле самолета, а просыпаетесь от того, что по салону летают различные предметы. В этот момент самое критически важное — сохранить самообладание и не поддаться панике. Взяв эмоции под контроль, нужно действовать по четкому алгоритму.
Экспертное мнение: Андрей Легошин, заместитель директора департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России, спасатель международного класса.
Итак, вот примерный план действий (если это слово уместно) в случае авиационной аварии.
1. Беспрекословно выполняйте указания бортпроводников
«Экипаж проходит специальную подготовку и точно знает, как действовать в нештатных ситуациях, — подчеркивает Андрей Легошин. — Яркий пример: в 1974 году внимательное прослушивание инструкции по безопасности спасло жизни четверым пассажирам Boeing-707, который упал недалеко от взлетно-посадочной полосы аэропорта Паго-Паго и вскоре загорелся. Эти люди воспользовались аварийными выходами на крыло, в то время как остальные 97 пассажиров создали давку, пытаясь выбраться через основной выход».
2. При разгерметизации салона немедленно наденьте кислородную маску
О том, что салон потерял герметичность, вы узнаете по характерному сильному реву — звуку выходящего через пробоину в обшивке воздуха.
Будьте готовы к резкому снижению высоты — именно так пилоты обычно борются с последствиями декомпрессии. На высоте ниже 3 тысяч метров содержание кислорода в воздухе становится более-менее приемлемым. При этом может возникнуть эффект, похожий на попадание в зону сильной турбулентности: при стремительной потере высоты незакрепленные вещи и непристегнутые пассажиры могут подлететь к потолку, а затем упасть вниз.
3. Освободите карманы от всех твердых и острых предметов
Ручки, ключи, электронные сигареты, расчески — все это необходимо убрать из карманов. В экстремальной ситуации эти предметы могут стать источником дополнительных травм.
4. Снимите все с шеи и наденьте обувь
Галстуки, шарфы, украшения на цепочках — все это может за что-нибудь зацепиться и создать угрозу. Снимите также очки, если вы их носите. И если перед полетом вы разулись, обязательно наденьте обувь обратно — вполне вероятно, что вам придется перемещаться по осколкам стекла, раскаленным металлическим поверхностям или горящему пластику.
5. Подготовьтесь к возможному удару о землю
Убедитесь, что ремень безопасности надежно застегнут. Примите сгруппированное положение: упритесь ногами в подножку кресла перед вами, закройте голову руками и наклонитесь вперед, положив голову на колени. Эта поза помогает минимизировать риск серьезных повреждений внутренних органов и защищает голову от удара. Отнеситесь к этому совету серьезно, как это сделал 12 мая 2010 года 9-летний голландец Рубен ван Ассоу на борту Airbus-330-202, потерпевшего крушение при посадке в аэропорту Триполи.
6. Защитите органы дыхания
Если после удара самолет не взорвался, ваша ключевая задача — сохранить сознание и, в случае возникновения пожара, не задохнуться. Немедленно закройте нос и рот любым куском ткани (подойдут снятые ранее шарф или галстук) и старайтесь держаться как можно ближе к полу. К аварийному выходу двигайтесь на четвереньках, поскольку дым и токсичные газы скапливаются в верхней части салона.
7. Используйте верхнюю одежду или плед для защиты от огня
«Здесь есть важный нюанс, — обращает внимание Андрей Легошин. — Обратите внимание на материал пледа. Если он сделан из синтетики, то под воздействием высокой температуры начнет плавиться и может намертво прилипнуть к коже. Наилучшую защиту от огня обеспечивает шерстяное одеяло — во многих авиакомпаниях выдают именно такие. И ни в коем случае не обливайтесь водой перед тем, как преодолевать зону открытого пламени, как это часто показывают в кино. При экстремально высоких температурах вода мгновенно закипит, что может привести к тяжелым ожогам».
Рекомендую блог Дмитрия Сироткина — он посвящен всему, что связано с движением и техникой.
Zorkinadventures. Мужской опыт, истории, рассказы о вещах, местах, событиях и интересных людях. Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые материалы, и присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
