Крах моего канала на Дзене и будущее TravelManiac

Дорогие друзья, подписчики, читатели и коллеги-авторы!

Под этим текстом — длинное, но очень важное сообщение. Я прошу вас дочитать его до конца. Если вы тоже создаете контент и устали от постоянного стресса и необъяснимых проблем с публикациями, то здесь найдете мысли, которые, возможно, созвучны и вашим переживаниям.

От триумфа к падению

Всего пять месяцев назад мой канал был на пике: первое место по аудитории, ежемесячно 10 миллионов просмотров. Я стоял на сцене на «Сайт.Пятнице», делился успехами, бизнес-моделью и грандиозными планами по тревел-проектам.

Честно говоря, тогда я и представить не мог, что очень скоро буду писать эти строки, а мой проект начнет стремительно терять позиции. И самое ужасное — я ничего для этого не делал!

С глубоким сожалением вынужден констатировать: мой канал — банкрот. Фактически, с того самого выступления (а если копнуть глубже, то даже с предыдущего на «Сайт.Понедельнике», где я хвастался 10 миллионами и замахивался на 20) началось постепенное, но неуклонное падение.

Какое-то время мне удавалось бороться: увеличивал количество публикаций, брался за «хайповые» и даже неприятные мне темы. Но вскоре перестало помогать и это.

«Двухдневность», которой «нет»

Бороться с появившимся в конце осени феноменом «двухдневности» — все равно что вкатывать на гору тяжелый валун. Особенно когда сама площадка, поддержка и менеджеры в «Нирване» категорически отрицают ее существование.

Хотя любой автор, который пишет давно, прекрасно видел это на графиках своих статей. Я же, публикуя материалы ежедневно в одно время, мог буквально по часам отслеживать, как публикация умирает ровно через 48 часов. Это было одновременно и легко, и невыносимо больно наблюдать.

Если наложить графики друг на друга, все становится очевидно даже школьнику. К сожалению, это было очевидно всем авторам. Кроме самой площадки. Логичнее было бы отреагировать на баг-репорты, признать аномалию в алгоритме или хотя бы попытаться объяснить ситуацию, а не упорно отрицать.

Если это не сознательная функция, то дело обстоит еще хуже. Ее сознательно отвергали, раз за разом утверждая, что ничего такого нет. В таком случае это циничный обман тысяч авторов, столкнувшихся с этой проблемой, — во что мне верить не хочется.

С января таких «убитых» через два дня публикаций на канале становилось все больше. «Несуществующая двухдневность» пожирала 90% статей с CTR выше среднего — тех самых, что давали около 60% всего трафика.

Необратимый спад

Результат был неизбежен: через три месяца после введения (сознательного или нет) этого «фильтра» трафик пошел на спад. Отмирали старые «тянущие» статьи, а новые либо быстро умирали, либо не набирали достаточной силы.

Последние два месяца канал неуклонно движется вниз, что бы я ни пытался делать, в чем бы ни искал причину: в себе, в контенте, в заголовках, в актуальности тем.

Собрав волю в кулак, я стал писать еще больше, доставать из закромов самые интересные материалы, сделанные даже во время карантина. Увы, это не дало результата.

Новый удар: смерть за 2-3 часа

В последние три недели к старым проблемам добавилась новая. С 27 апреля, словно по щелчку, все публикации перестали получать прежние показы.

В это время я как раз выпускал большую серию о Кавказе. Более половины публикаций имели очень высокий CTR для моего канала — показатель, который четко определяет потенциальный охват.

Но после 27 апреля даже статьи с высоким CTR стали получать показы, как будто этот показатель ниже в 8-10 раз. Несмотря на активные комментарии и лайки. Более того, многие материалы стали умирать уже не через двое суток, а через 2-3 часа.

Раньше статья с CTR 10 набирала 10 тысяч просмотров в час. Теперь статья с еще большим CTR и лучшей вовлеченностью — 700-1000 просмотров в час, после чего умирала. Выглядит так, будто ее вручную ограничили.

И в ответ от менеджера в «Нирване» я снова слышу заезженную пластинку: «Ограничений нет, с каналом всё в порядке. Алгоритм не менялся, сбоев нет». Короче, как всегда — ВСЁ ХОРОШО.

Разумеется, я верю этим словам. И понимаю, что с каналом действительно всё в порядке. А то, что он падает — мне просто кажется.

На скриншоте — цифры двукратного падения, которое «ребята с площадки» по какой-то причине у себя не наблюдают.

Аудитория за это время рухнула с 4,2 млн до 2,8 млн и продолжает снижаться на 100-150 тысяч ежедневно.

Цифра в 4,3 млн просмотров за последний месяц обманчива. Прямо перед «переключением тумблера» еще хорошо шли публикации из Чечни (тот самый горб на графике). Как только они выйдут из месячной статистики, чистый трафик за май окажется в 3-3,5 раза ниже апрельского.

Почему это критично именно для меня

Кому-то эти цифры могут показаться высокими. Скажете: «Маньяк зажрался».

Поясню. Я не делаю контент методом «нашел картинки в Яндексе и пересказал чужой ролик». Стоимость производства моего контента очень высока — и в деньгах, и во времени.

За каждым миллионом просмотров стоят поездки, перелеты, тысячи снимков, сотни часов обработки фото и написания текстов. Многие материалы уникальны и имеют высокую ценность.

Поэтому 1-2, даже 10 тысяч просмотров просто не окупают затраты на их создание. Да и жалко публиковать уникальный материал, если почти никто его не увидит по воле алгоритма, даже при супер-высоком CTR.

Получается, я работаю на тех, кто растащит эти материалы по своим пабликам, сайтам, Пикабу, сделает слайд-шоу на YouTube или рерайт здесь же. Историю с племенами я уже проходил, повторять не хочу.

Фактически, дневной трафик сейчас такой же, как летом 2018 года при 7 тысячах подписчиков. Будто и не было двух лет развития канала. Но проблема в том, что просмотры снижаются каждый день, так как отваливаются старые статьи, а новых «тянущих» просто нет. 500-1000 просмотров в день.

Глухой угол

Эти строки не появились бы, будь понимание происходящего. Но его нет, потому что поддержка бодро рапортует, что всё в норме и никакого падения они не видят.

Мы заходим в тупик. Глазами видишь крах и дно двухлетней давности, а ушами слышишь, что тебе это кажется и «в разделе TravelManiac всё хорошо».

В таких условиях теряется смысл вести канал, сжигая впустую уникальный контент и время. Ломается та самая бизнес-модель, которую я представлял на «Сайт.Понедельнике».

Да, это коммерческий проект. Я профессиональный блогер. Если канал не окупает расходы, он становится убыточным. То есть — банкротом (в данном случае по трафику). А убыточный бизнес предпринимателю остается только закрыть.

Приостановка и планы

Поэтому огромная серия из Сирии, цикл о приграничных с Афганистаном областях Таджикистана, новая серия о Северной Корее, материалы с кругосветки и Мадагаскара, опасный трип по Пакистану, а также запланированные публикации о Боснии, Нагорном Карабахе, Косово, Тайване, Австралии и африканские приключения — всё это останется лежать в столе.

С сегодняшнего дня на этом канале я приостанавливаю все тревел-серии, которые вы читали последние 2,5 года. Нет смысла публиковать их в пустоту и «на того парня».

Если что-то и будет появляться, то лишь текущие заметки, актуальные события или что-то вроде «лытдыбра». Может, забавные случаи из прошлых поездок. Я еще не решил.

Это не только моя проблема

К сожалению, мой пример не единичен. Я общаюсь со многими авторами, и немалая их часть сейчас в не самом радужном настроении из-за ситуации на своих каналах.

В чатах вижу, как многие «офигевают» от резкого падения трафика при декларируемых площадкой рекордах по аудитории в апреле.

Я понимаю, что у них нет шансов достучаться до площадки, если даже у меня не получилось, хотя я пытался весь последний месяц разными способами.

Прошу вас: присылайте в комментарии к этому посту скриншот главной своего канала, ссылку на него и цифры, насколько упали за последние месяцы. Следующим постом я сделаю полный дайджест всех, кто откликнется.

Пусть площадка тоже увидит ситуацию глазами авторов, а не только через удобные для себя графики. Может, тогда получится что-то изменить и улучшить атмосферу для создателей контента.

Пример комментария:

Ради интереса я заглянул в разделы авторов, с которыми стоял на сцене на тех выступлениях. Мое огорчение стало еще сильнее. Судя по цифрам аудитории, у них дела гораздо хуже.

У Дениса примерно 50% аудитории дает видео, так как чистая текстовая аудитория — около 350 тыс. Это говорит о дневном трафике менее 10 тыс. просмотров и доходе не больше 300 рублей в день.

У писательницы Зарины Асфари, с которой мы выступали на «Пятнице», и вовсе 83 тыс. аудитории. Это просто слезы для авторского канала в «Нирване».

Слово о «блатных»

В конце отдельно обращусь к тем, кто верит в теорию «блатных». Ребята, вот вам пример «блатного» (а меня многие таковым считают). Как видите, кошмарят всех.

И «двухдневность, которой нет», меня зацепила по полной (январь-март — 80% всех сильных публикаций), и нынешнее умирание статей, и последние непонятки с алгоритмом. Просто в ином масштабе, даже большем и финансово более чувствительном.

Вы даже не знаете, сколько «ошибочных ограничений», после которых умирали статьи, было у меня в разделе за последние месяцы, и как яростно мы сражались за назначенные на ровном месте «дзенобейты» и «утаивание». После которых, кстати, и появились эти дурацкие заголовки со скобочками, куда приходилось чуть ли не всю суть статьи переписывать.

Уже молчу про страйк за кликбейт из-за того, что «торговка недостаточно явно бежала за мной по рынку, как сказано в заголовке».

В общем, у топов всё, как у всех. Те же беды. Только мы реже озвучиваем их в чатах, чтобы не получать лишний хейт и негатив.

За 10 лет блогерства я еще ни в одной сети не нервничал столько, сколько здесь. Расслабиться и вести блог в удовольствие тебе не дадут. Кажется, на площадке даже не задумываются об этом аспекте.

Для меня Дзен стал синонимом постоянного стресса: откуда прилетит проблема в следующий раз? От новой версии алгоритма, которая одним утром обрушит трафик? От очередного ошибочного ограничения? От «двухдневности»? От noindex, который не могут исправить четыре месяца? Или от чего-то, о чем ты еще даже не подозреваешь?

Надежда и новые пути

Я искренне надеюсь, что ситуация изменится к лучшему. Что алгоритмы перестанут доводить авторов до белого каления, и мы сможем заниматься творчеством и качественным контентом, вместо отслеживания графиков, переписки с поддержкой и попыток доказать, что с каналом не всё в порядке.

Может быть, тогда и увидят свет около 1000 тем со всего мира, которые сейчас лежат в столе.

Но до тех пор путешествий на канале TravelManiac не будет.

Полноценные тревел-материалы и приключения я продолжу рассказывать в Instagram, TikTok, ЖЖ (откуда как раз уходил в Дзен) и начну серьезно вкладывать время в YouTube. Все ссылки есть в профиле моего канала.

Спасибо всем, кто был со мной в этих путешествиях на Дзене...