Судьба легендарного советского скоростного поезда ЭР-200: где найти сохранившиеся вагоны

Помните тот самый легендарный советский скоростной поезд ЭР-200, который когда-то связывал Москву и Ленинград? Его последний рейс состоялся ещё в 2009 году. Многие до сих пор не знают, сколько всего таких составов было построено и где можно увидеть их сегодня.

ЭР-200, что расшифровывается как «электропоезд рижский», стал первым и единственным скоростным электропоездом советской эпохи. За время своей службы с 1984 по 2009 год он выполнил почти три тысячи рейсов и перевёз более 1,3 миллиона пассажиров. Сегодня его маршрут обслуживают «Сапсаны», хотя по времени в пути они не так уж сильно обогнали своего предшественника.

История производства ЭР-200

Первый состав ЭР-200 сошёл с конвейера в Риге в 1973 году. Изначально он включал 14 вагонов: два головных и двенадцать промежуточных.

Промежуточные вагоны при необходимости можно было отцепить для ремонта, а вот головные были уникальными и незаменимыми. Со временем стало ясно, что нужны запасные части, поэтому в 1988 году изготовили ещё две головные секции.

В начале 1990-х годов появился второй состав ЭР-200, состоявший уже из 12 вагонов: двух головных и десяти промежуточных.

Таким образом, всего было построено 28 вагонов: шесть головных и двадцать два промежуточных. К сожалению, сохранились не все.

Где можно увидеть вагоны ЭР-200 сегодня

Два вагона нашли своё пристанище в музее на Рижском вокзале в Москве. Ещё четыре экспоната выставлены в петербургском Музее железных дорог России на Балтийском вокзале.

Четыре вагона хранятся в Поволжском музее железнодорожной техники в Самаре, а в Новосибирском музее их целых пять.

Ещё пять вагонов пока что находятся на базе запаса в Дружинино Свердловской области. Они ждут, когда в Екатеринбурге построят новый музей, где смогут занять достойное место.

Получается, что удалось сохранить двадцать вагонов — это целая коллекция!

Остальные, к сожалению, были утилизированы на Октябрьском вагоноремонтном заводе в Петербурге. Сегодня и самого завода уже нет — на его месте выросли жилые дома.

Интересно, что из сохранившихся вагонов теоретически можно было бы собрать полноценный рабочий состав.

Бонус. Как в новостях рассказывали о запуске ЭР-200.