Новые правила размещения ручной клади в поездах: равные права для всех пассажиров

Наконец-то справедливость восторжествовала! Теперь пассажиры, занимающие верхние и нижние полки в поездах дальнего следования, получили равные права на размещение ручной клади. Соответствующие поправки в официальные правила перевозок уже опубликованы и вступили в силу.

До недавнего времени в интернет-сообществах активно обсуждалась несправедливая ситуация: путешественники на верхних полках часто оказывались в невыгодном положении, особенно в современных вагонах, где для них не предусмотрено специальных мест для вещей.

Как было раньше

Позвольте объяснить суть проблемы. В последние годы на российских железных дорогах появились вагоны новой конструкции, где места для ручной клади расположены только под нижними полками. Например, в двухэтажных составах на верхнем уровне отсутствуют как третьи полки, так и специальные ниши для багажа.

Аналогичная ситуация наблюдается в купейных вагонах габарита РИЦ — там тоже нет верхних мест для хранения вещей.

Более того, в перспективе рассматривается возможность выпуска плацкартных вагонов без традиционных третьих полок, что сделало бы проблему еще более распространенной.

До последних изменений в официальных «Правилах перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» существовала четкая норма: пространство под нижней полкой закреплялось исключительно за пассажиром, занимающим это место.

В документе прямо указывалось: «Преимущественное право для использования в поездах дальнего следования нижнего места для размещения ручной клади имеет пассажир, проезжающий на нижней полке, а верхнего места – пассажир, проезжающий на верхней полке».

На практике это приводило к курьезным и неудобным ситуациям. Если в вагоне не было верхних мест для багажа, а нижний сосед оказывался принципиальным человеком с большим количечем сумок, верхнему пассажиру приходилось либо спать, обнимая свои вещи, либо оплачивать их перевозку в багажном отделении. Проводники подтверждают — такие случаи действительно происходили в их практике.

Общественное мнение по этому вопросу разделилось. В комментариях под публикациями на эту тему я наблюдал разные точки зрения. Некоторые считали, что раз верхние места традиционно дешевле, то и ограничения в размещении багажа для их обладателей вполне логичны и справедливы.

Как будет теперь

Однако Министерство транспорта приняло иное решение. Чиновники пришли к выводу, что ситуация, когда пассажир физически не может разместить свои вещи в пределах купе, является ненормальной и требует регулирования.

Теперь спорный пункт правил дополнен важным уточнением:

«При этом если конструктивными особенностями вагона предусмотрено только нижнее (верхнее) место для размещения ручной клади, то пассажиры, вне зависимости от занимаемого места, имеют равные права на использование нижнего (верхнего) места для размещения ручной клади».

Изменения официально вступили в силу 3 мая. Интересно, что на сайте РЖД информация пока не обновлена, но в правовой системе «КонсультантПлюс» новые правила уже отражены (см. пункт 112).

Теперь у пассажиров стало на одну причину для конфликтов меньше, а путешествия в поездах должны стать немного комфортнее и справедливее для всех.