Вагоны сцепляются магнитом. Почему это миф

То, что вагоны поездов сцепляются друг с другом с помощью магнита, – миф. Я не думал, что он очень распространен, но один попутчик недавно попытался доказать мне это.

После этого я стал опрашивать людей, знают ли они как устроен механизм, сцепляющий вагоны между собой. В половине случаев мне говорили, что все дело в магните.

Я думаю, что знаю, почему все так думают. Многие видели сцепку со стороны или находились внутри состава, к которому прицеплялся локомотив или другие вагоны. Действительно кажется, что вагоны как будто магнитом притягиваются друг к другу. Этому способствует толчок.

Смотрите. Похоже?

За магниты обычно принимают буфера. Кажется, вагоны буквально притягиваются друг к другу с их помощью.

Вагоны сцепляются магнитом. Почему это миф

Но буфер, на самом деле, нужен для того, чтобы движение поезда ощущалось мягче. Он гасит продольные толчки (удары) при разгоне и торможении.

А вагоны сцепляются с помощью автосцепки. Она бывает разных видов, но в России и на территории стран СНГ применяется автосцепка СА-3.

Вагоны сцепляются магнитом. Почему это миф

Как она работает, наглядно показывает эта гифка.

Вагоны сцепляются магнитом. Почему это миф

На сцепку СА-3 (расшифровывается, как советская автосцепка 3-й вариант) в СССР начали переходить в 1930-х годах. Авто-сцепка – это потому, что для ее работы не нужен человек. До этого использовалась винтовая сцепка, и в этом случае без участия работника дороги было не обойтись.

Вагоны сцепляются магнитом. Почему это миф

Бывают ситуации, когда нужно к старому паровозу с винтовой сцепкой прицепить новый вагон с СА-3. Такая возможность есть.

Но куда интереснее случай, когда не обойтись без переходника. Он нужен, когда к нашему тепловозу с СА-3 прицепляют «Ласточку», у которой принципиальной иной европейский вид автосцепки, который называется автосцепкой Шарфенберга (по фамилии изобретателя).

Немецкая сцепка не только соединяет вагоны механически и подключает электричество внутри себя (в случае с СА-3 электричество соединяется отдельно вручную сотрудниками железной дороги). Вот, выглядит сцепка «Шарф».

Вагоны сцепляются магнитом. Почему это миф

Так вот, чтобы сцепить «Ласточку» и российский тепловоз, используют специальный переходник. Он виден здесь.

Интересно, а можно ли соединить паровоз с винтовой сцепкой и «Ласточку»?

В общем, надеюсь, те, кто сомневался, убедились, что про магнит – это совсем миф. Напоследок грустно-веселое видео. Как на детской железной дороге люди собрались посмотреть на сцепку.