А вот небольшая подверстка, которую я делал для текста подводного фотографа Виктора Лягушкина – про его погружению к фрегату "Олег". Про сокровища, которые находят на дне Балтийского моря.
Есть только одно исключение, зато какое — Балтийское море, крупнейшая в мире археологическая площадка, гигантское кладбище старинных кораблей.
История судоходства здесь длится почти две тысячи лет. Здесь проходили важнейшие торговые пути, разворачивались смертельные сражения. Морские суда бились о скалы, погибали под огнем неприятеля, да просто попадали в неистовые шторма — и, разумеется, опускались на дно. Здесь, к примеру, лежит вся история российского судостроения: скампавеи, прамы, струги, шнявы...
Наследие Второй мировой — еще примерно тысяча затонувших артефактов. Многие из них пребывают в необыкновенно сохранном состоянии. Например, в местной не очень соленой воде не водятся морские древоточцы. В Средиземном море они съедают любую деревянную конструкцию буквально за десятилетие, а на Балтике многие подводные объекты остаются целыми.
А вот какие конкретно ценности находили на дне Балтики:
Затонул неподалеку от Аландских островов в 1771 году, обнаружен в 1999-м финским дайвером. Судно везло 300 картин голландских художников XVI–XVII веков, купленных Екатериной II для Эрмитажа. Среди авторов полотен — Хендрик ван Бален, Герард Терборх и Ян ван Гойен. Считается, что полотна были упакованы в герметичные свинцовые колбы, запечатанные воском, и поэтому хорошо сохранились. Кроме того, на борту были золотые, серебряные и бронзовые статуэтки, золотые и медные монеты.
Спор о том, кому они принадлежат (России, Финляндии, в водах которых «Фрау Мария» затонула, или Швеции, которой тогда принадлежала Финляндия) пока не закончен.
Пошел на дно в 1747 году неподалеку от острова Борсте в Финляндии. Найден в 2001-м финскими дайверами. На борту — груз предметов роскоши для императорского двора Елизаветы I, который нужно было доставить из Амстердама в Москву (к примеру, 36 табакерок из золота, инкрустированных драгоценными камнями). Найдены не все вещи, но те, что подняли на сушу, хранятся в Морском музее финского города Котки.
3 января 1916 года шведское грузовое судно «Йенчепинг» потопила немецкая подводная лодка. В 1997-м судно обнаружили на глубине 64 метров шведские дайверы Петер Линдберг и Деннис Осберг. На борту оказалось 4400 бутылок шампанского Gout American урожая 1907 года. Пробки бутылок выдержали давление, а ледяная вода, не пропускавшая света, послужила отменным винным погребом. В 1998-м 2500 бутылок вина удалось поднять на поверхность.
Ссылка на репортаж Виктора Лягушкина и Богдана Ващенко про погружение к фрегату "Олег" в Балтийском море – тут.
А тут ссылка по теме кладов – на суше: статья в National Geographic Russia, где я работаю, про 5 великих археологических находок, сделанных на территории России, почитайте.
Zorkinadventures. Мужской опыт и истории, рассказы о вещах, местах, событиях и героях. Подписывайтесь в раздел, чтобы не пропустить свежие публикации и присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..