Традиционное северное крашение: как усть-цильмские мастерицы создавали яркие цвета из местных растений

В 1837 году выдающийся географ, ботаник и исследователь северных земель Александр Шренк предпринял масштабную экспедицию. Его путь пролегал через Архангельск и Мезень к реке Печоре, затем через бескрайние просторы Большеземельской тундры к острову Вайгач, оттуда — к суровым хребтам Полярного Урала, и обратно через Пустозерск, Мезень и Архангельск в Петербург.

Позже, в 1855 году, увидел свет его фундаментальный труд — «Путешествие к северо-востоку Европейской России чрез тундры самоедов и Северным Уральским горам». Эта книга, созданная по высочайшему повелению, стала настоящей энциклопедией жизни и природы Крайнего Севера.

Среди множества ценных наблюдений Шренк подробно описал удивительное мастерство жительниц старинного села Усть-Цильма, что стоит на берегу Печоры. Он с восхищением отмечал их особое «красильное искусство».

Оказалось, что местные хозяйки владели секретами окрашивания шерсти от своих домашних овец, добиваясь насыщенных желтых, красных, зеленых и даже синих оттенков, что было редкостью в тех суровых краях.

К сожалению, фотографии той эпохи были черно-белыми, и нам остается только догадываться, насколько богатой и яркой была палитра их традиционной одежды и домашних тканей. Представление о ней можно составить по экспонатам выставки «Пустозёры и устьцилёма», проходившей в Нарьян-Маре. Однако нужно помнить, что за прошедшие десятилетия ткани неизбежно выцвели и утратили былую сочность красок.

Секреты северной палитры

Как же северным мастерицам удавалось получать такие цвета? Александр Шренк скрупулезно записал их технологию, которая поражает своей продуманностью и эффективностью.

Основой для получения сразу трех цветов — желтого, красного и зеленого — служил желтый краситель. Для его создания брали растение зеленицу (зеленец боровий, Lycopodium complanatum L.), смешивали его в равных частях со свежими березовыми листьями и кипятили в воде.

В полученный отвар добавляли ложку ячневого или ржаного киселя — это запускало процесс брожения. Смесь оставляли на 5–6 дней. После этого шерсть опускали в подготовленную, «созревшую» жидкость, снова кипятили, а затем вынимали и сушили. В результате шерсть приобретала стойкий, приятный светло-желтый цвет, похожий на солому.

От желтого — к другим цветам

Чтобы превратить этот желтый цвет в красный, окрашенную шерсть кипятили с корнями растения матуры (подмаренник северный, Galium boreale). Так получался прочный, глубокий кирпично-красный оттенок.

Для создания зеленого цвета желтую шерсть кипятили в растворе обычной синьки. Интенсивность и яркость зеленого оттенка напрямую зависела от количества добавленного пигмента.

Наконец, чистый синий цвет получали, просто кипятя неокрашенную шерсть в растворе той же синьки.

Получается, что весь богатый спектр цветов создавался с помощью минимального набора средств: пара местных растений (зеленица и матура), ржаной или ячневый кисель для брожения и синька. Эта технология настолько проста и логична, что, вдохновившись примером усть-цильмских мастериц прошлого, можно даже попробовать повторить их опыт и сегодня.