Я хочу рассказать вам о станции Забелье в Псковской области, которая находится на исторической линии Москва – Рига. Казалось бы, всего двадцать лет назад здесь возвели современное и крепкое здание вокзала, но после реформ в РЖД, связанных с именем Якунина, в 2011-2012 годах пассажирское движение здесь полностью прекратилось. Давайте вместе прогуляемся по этим местам и посмотрим, что стало со станцией, которую покинули поезда.
История этой железной дороги уходит корнями в конец XIX века, а первые составы пошли по рельсам уже в 1901 году. Путь из Москвы пролегал через Волоколамск, Шаховскую, Ржев, Великие Луки, Новосокольники и Себеж, уходя дальше в Латвию. Участок от Шаховской до Себежа и сегодня остаётся однопутным и неэлектрифицированным.
Мне удалось выяснить, что до войны здесь было два пути, но позже один из них демонтировали. Это красноречиво говорит о том, что в советский период интенсивность сообщения с Латвией значительно снизилась по сравнению с дореволюционными временами.
Станция Забелье расположена между крупным узлом Новосокольники, где пересекаются линии на Ригу и Витебск, и приграничным Себежем.
Эпоха пассажирского движения
В советские годы здесь делали остановку поезда дальнего следования из Москвы в латвийские города. Но главной жизненной артерией для местных жителей был пригородный состав Великие Луки – Себеж. Что особенно интересно, в его составе были вагоны беспересадочного сообщения из Москвы и Петербурга. Они доезжали до Великих Лук в составе дальних поездов, а затем прицеплялись к местному пригородному, позволяя пассажирам добираться до маленьких станций вроде Забелья.
Любопытная деталь: Москва считалась направлением более статусным, поэтому даже в конце 90-х – начале 2000-х в составе был не только плацкартный, но и купейный вагон. А вот на питерском направлении купе не полагалось. К 2010 году и там, и там остались только плацкарты, а вскоре реформы РЖД положили конец сначала сквозным вагонам, а затем и всему пригородному сообщению.
На сайте «Псковские железные дороги» сохранилось расписание 2006 года.
Вагоны из двух столиц прибывали в Забелье утром с поездом 6501, а отправлялись обратно вечером в составе 6502.
Сегодня пассажирского движения здесь нет. Единственный пассажирский поезд, проходящий мимо без остановки, – это фирменный состав №1/2 Москва – Рига со сквозными вагонами из Петербурга. Ближайшие станции, где он останавливается, – Новосокольники и Пустошка.
Цены в этом международном поезде, надо сказать, кусаются. Билет в общий вагон стоит как плацкарт в российском поезде до Великих Лук, а за рижский плацкарт просят столько же, сколько за купе внутри России.
Прогулка по живой станции-призраку
Но давайте наконец пройдёмся по самой станции. Первое, что удивляет, – она не выглядит заброшенной. Всё содержится в полном порядке. Кроме вокзала начала 90-х (он, естественно, закрыт, хотя внутри находится дежурная), здесь есть остановочный павильон и загадочная табличка с надписью «Забелье. 5 путь».
Это вызывает улыбку. Во-первых, зачем нумеровать путь на станции, где всего одна платформа? Во-вторых, путей здесь всего три. До середины 90-х их было четыре, но один разобрали. Откуда же взялся пятый? Большая загадка. Видимо, из той же серии, что и 41-й путь на станции Чудово между Москвой и Петербургом. Не шучу, там действительно есть такая табличка. Фото в сети это подтверждает.
Возвращаемся в Забелье. Платформа здесь очень длинная, ведь в прошлом тут останавливались длинные составы. Однако в последние годы движения редко можно было увидеть поезд длиннее 7-8 вагонов.
Поэтому табличка «Остановка локомотива» сдвинута ближе к зданию вокзала, а сама платформа тянется дальше. Кстати, на предыдущем фото слева видно строение — это бывший железнодорожный магазин. Сейчас там что-то вроде склада для инвентаря путейцев.
Грузовые вагоны, застывшие на путях, стоят здесь уже несколько недель. Я проезжал мимо них каждый день.
Прямо от платформы начинается деревня Забелье с домами местных жителей.
Светофоры, хранящие память
Все светофоры горят красным.
Система автоблокировки здесь — старая. В более современных системах зелёный сигнал загорается, если свободны два и более блок-участка впереди. А здесь используется вариант, при котором зелёный появляется не только когда путь свободен, но и когда поезд уже вступил на предыдущий участок.
Я хорошо помню из детства: когда мы ждали здесь поезд, переключение светофора с красного на зелёный означало — «Скоро будет!». Таким образом, сигналами пользовались не только машинисты, но и пассажиры. В этот раз я поезда не ждал, но по случайности в тот самый момент, когда я проходил мимо, светофор сменил красный на зелёный.
Значит, минут через десять состав будет здесь. А пока есть время дойти до стрелок, посмотреть на рельсы, уходящие в сторону Латвии, и насладиться умиротворяющим видом на озеро Ашо, которое подступает прямо к железнодорожной насыпи. Несколько кадров — в галерее ниже.
На часах 20:35. Смеркается, моросит тёплый весенний дождь. И вдали, в сумерках, уже показались огни приближающегося поезда.
Эта прогулка была спонтанной, я не планировал делать репортаж, поэтому снимал на телефон — прошу прощения за качество. Мимо промчался грузовой состав длиной почти в 60 вагонов. Он следовал в сторону латвийской границы, и тянул его тепловоз 2ТЭ25Км производства брянского завода.
Номер тепловоза разглядеть не удалось, но эти машины выпускаются с 2014 года, так что техника относительно новая. На следующий день на переезде в Забелье я увидел такой же (а может, и тот же самый) тепловоз, идущий в обратную сторону. На его борту был номер 0329, что соответствует 2018 году выпуска.
Эпилог: когда станция была жива
В завершение покажу снимок из эпохи, когда станция ещё дышала жизнью. Это май 2011 года. На платформе можно насчитать человек десять. Все они ждут вечернего поезда.
Вот и всё. Спонтанная прогулка неожиданно превратилась в небольшой фоторепортаж. Что-то похожее я уже делал про другой псковский остановочный пункт – 429 км. Напишите, пожалуйста, в комментариях, интересны ли вам такие фотопрогулки по забытым уголкам железных дорог или это слишком скучно?
