Хочу поделиться своими размышлениями о невероятной судьбе этнолога, антрополога и путешественника Николая Миклухо-Маклая. Этот человек обладал не просто смелостью — у него были твёрдые принципы и высокие идеалы. Неслучайно после смерти папуасы стали почитать его как божество, сошедшее с небес. Его жизнь — это история о том, как один человек может изменить представления целого мира.
Первый исследователь папуасов
Представьте: 20 сентября 1871 года, берег Новой Гвинеи. Из океана к берегу приближается странное бревно, а на нём — человек из далёкой России.
Этого странника звали Николай, и родился он за десять тысяч километров отсюда, в новгородской глубинке. Миклухо-Маклаю тогда было всего 25 лет, а путь на корвете «Витязь» занял почти год. На острове он построил хижину, начал лечить местных жителей, участвовал в их обрядах, завёл отношения с папуаской, переболел лихорадкой. Учёный уезжал и возвращался снова — с 1871 по 1883 год он совершил три экспедиции на Новую Гвинею.
Именно Миклухо-Маклай первым в мире подробно описал жизнь и культуру папуасов в своих научных трудах. Работы вроде «Диалект бонгу на Новой Гвинее» или «Искусство папуасов Новой Гвинеи» до сих пор можно найти в интернете — они стали фундаментом для дальнейших исследований.
Борьба против работорговли
Сегодня проблема работорговли может казаться чем-то далёким и нереальным. Но в XIX веке, когда жил Николай Николаевич, это была острая и кровоточащая рана человечества. Европа и США формально запретили работорговлю, но тысячелетняя традиция не исчезла в одночасье.
Миклухо-Маклай выступал против этого зла и словами, и делами. В марте 1874 года он лично арестовал пиратского командира, который вывозил жителей Новой Гвинеи для продажи в рабство. Это был смелый поступок, требовавший не только принципиальности, но и личного мужества.
Защитник равенства рас
В эпоху, когда европейцы с чувством превосходства колонизировали Африку и Азию, считая местных жителей неполноценными, Миклухо-Маклай занимал совершенно иную позицию. Он посвятил годы изучению мозга, черепов и тел разных народов.
В Австралии, по договорённости с тюремным начальством, он препарировал казнённых преступников — выходцев из Океании. Наблюдал за филиппинцами и индонезийцами. С линейкой в руках измерял аборигенов Новой Гвинеи. В 1883 году в работе «Статьи и материалы по антропологии и этнографии народов Океании» он написал:
Части света с их различными условиями жизни не могут быть заселены одною разновидностью Species Homo. Поэтому существование многих рас совершенно согласно с законами природы.
Папуасы относились к Миклухо-Маклаю с благоговением, считая его колдуном. Они просили его остановить сезон дождей, чтобы спасти огороды, и не понимали, почему он отказывается. А в XX веке, когда на Новую Гвинею прибыли новые исследователи, выяснилось удивительное: русский учёный стал персонажем местных мифов. Папуасы верили, что Маклай — их далёкий предок, божественное существо, от которого произошёл весь их народ.
Zorkinadventures. Мужской опыт и истории, рассказы о вещах, местах, событиях и героях. Подписывайтесь в раздел, чтобы не пропустить свежие публикации и присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
