Недавно я писал о нашей поездке на Ровский перешеек. Некоторые из тех, кто читал о той поездке, просили рассказать об обратной дороге. Но рассказывать тут абсолютно нечего. Обратная дорога откуда бы то ни было, всегда проще дороги туда, и сразу скажу, что домой мы вернулись очень быстро, без всяких приключений, по собственным следам, и минув все засадные места ходом.
Сейчас я хотел бы рассказать о другом месте, расположенном в этих же краях, и с которым у меня связана масса приятных воспоминаний, а именно о известной многим Вытегорской трассе, по которой мы как раз ехали к Ровскому из Подпорожья, а потом возвращались по ней же, и по которой мы неоднократно ездили прежде, направляясь хоть в Архангельск, хоть в Нарьян-Мар. На карте, она, вроде как, нарисована толстой линией, но весной всегда выглядит как какой-то зимник.
Буквально через несколько дней после поездки на Ровский у нас возникла необходимость съездить в Вологодскую область, естественно по этой дороге. Принимающая сторона нас предупреждала о том, что сейчас там по весне все очень плохо, и даже присылала фотографии на всякий случай. Но мы отвечали, что во-первых едем на буханке, и что во-вторых — мы бывали там уже неоднократно, и все про нее знаем. Да, действительно, мы ездили там в прошлые годы и на мотоцикле, и на Комби.
Когда настало время, мы с удовольствием отправились в путь, и когда после поворота на Вознесенье, асфальт остался позади, а мы затряслись по грунтовке, то, конечно же, в нас сразу ожили яркие воспоминания о прошлых поездках по этой трассе. Все-таки с ними очень многое связано, потому как именно здесь пролегает наша личная дорога в Арктику, которая каждый раз приводила нас к морю.
В прошлый раз мы ехали здесь в Нарьян-Мар, на нашем Иже-Комби. Машина была загружена буквально под завязку разным походным барахлом. Задний диван я тогда вообще убрал и забил салон всякими вещами и оборудованием буквально под крышу. Лежали там мотор, генератор, гермы с вещами, пилы, топоры, ружья, кучи патронов, свинцовые аккумуляторы, газовые баллоны, и прочая-прочая. Венчала все это великолепие не самая легкая самодельная байдарка, закрепленная на крыше машины. В общем, я не знаю, сколько все это весило, но факт был в том, что рессоры не просто легли на отбойники, но даже и выгнулись в обратную сторону.
Дело происходило в 17 году, и признаться, именно тогда я впервые увидел на вытегорской дороге настоящую грязь. На знаю, либо в предыдущие поездки мы ездили в какое-то другое время, то ли погода бывала другая, но именно в мае 17го ехать уже оказалось тяжеловато. Все усугубляли еще вот эти вот вывернувшиеся на изнанку рессоры и трещащий кузов перенапряженного Ижа. Сперва мне пришлось лавировать среди огромных булыжников (про разные ямы я не говорю, так как они не представляют никаких затруднений). Но вот эти булыганы так и норовили ударить то в переднюю балку, то в мост, то еще куда. Москвич, правда, машина хорошая и надежная, и его передняя балка часто вообще выступает в роли сверхпрочного тарана, крошащего все препятствия на пути, но с нашим перегрузом все это было очень некомфортно.
Апофеоз настал примерно на границе Вологодской области. Вот там начиналась настоящая жижа с колеями. Скользя в грязи, но все-таки продвигаясь вперед, мы минули одинокий грейдер, который, казалось, олицетворял собой всю тщетность бытия: в огромной машине сидел машинист с печальным отрешенным лицом и занимался тем, что размазывал грязь по грязи. Не знаю, давала ли эта работа какой-либо результат, но машинист просто «делал что должно», разгоняя ножом по поверхности коричневую массу, тут же выдавливая ее в стороны задними колесами.
С этими воспоминаниями, теперь уже в настоящем, мы пересекли границу регионов, где я вынужден был подключить передний мост, чтобы Буханка ехала по скользкой глиняной каше более управляемо. С одной стороны, тут будто бы ничего толком не изменилось — те же грязи, ямы и глубокие колеи от больших машин. Но вместе с тем, я видел, что какие-то усилия по ремонту и обслуживанию тут явно предпринимаются. Например, вдоль дороги постоянно роют дренажные канавы. А в Оште теперь появилась пока еще не работающая заправка и даже гостиница! Но ехать в целом стало сложнее. Возможно, дело тут в том, что в Вологодской области пока даже еще не везде сошел снег, и на трассе стоит страшная сырость.
Однако, чем дальше мы продвигались, тем очевиднее становилась тщетность всех проводимых ремонтных работ. Я писал о тщетности выше, когда упоминал о том самом грейдере, полном аллегорий к человеческой жизни во вселенной. Теперь уже нам приходилось кое-где погружаться в серо-коричневую жижу чуть не по ступицы.
Это перемежалось с более сухими местами, и на одном из них мы даже разминулись с большим пассажирским автобусом, едущем из Вытегры в Петербург. Боже, автобус! Как он-то тут едет да еще с пассажирами? Автобус скрылся позади за поворотом, а мы, завывая мотором, проползали очередное сложное место. Материл дороги здесь полностью сполз в дренажные канавы, и все вокруг становилось похожим просто на широкую и очень грязную просеку в лесу, по которой будто-бы ездят исключительно лишь трактора.
Но вот впереди показался какой-то клубок из нескольких машин. Грейдер и трактор пытались вытянуть из ямы накренившуюся фуру, которая никак не поддавалась; кругом бегали озадаченные люди, а с другой стороны стояли уже желающие проехать легковушки. Я, конечно, остановился поодаль, чтобы не мешать, свернул сигарету, и отправился пешком в гущу столпотворения.
«Ну, чо тут?» — спросил я весело у одного из мужиков, который, как бывает в подобных ситуациях, тоже был настроен иронично. «Да пиндец тут. Все как обычно» — ответил мне он, а спецтехника, заряженная в фуру цугом, взревела моторами, делая еще одну попытку выдернуть засевшую тяжелую машину. Мы вынуждены были прекратить свой диалог и укрыться на случай разрыва троса. Но трактор с грейдером, выпуская в небо клубы черного дыма, просто беспомощно буксовали своими огромным колесами, сползая то вправо, то влево; водители кричали что-то друг другу — «туда давай», «нет сюда теперь», «давай, давай, налево крути», «направо», «не-не-не, все, не идет».
В общем, я не знаю, чем все это закончилось, так как все участники быстро убедились в невозможности что-либо сделать и просто оттащили фуру немного назад, чтобы освободить узкий проезд для других желающих проехать. Навстречу нам пробулькали в грязи Нива и Лендкрузер, потом проехали мы, оставив застрявшие машины и их водителей наедине с их проблемами. Километр спустя нам попалась еще одна накренившаяся фура, стоявшая в том месте явно уже давно, так как жижа, поглотившая ее уже успела основательно подсохнуть. Дорога постепенно становилась лучше.
Я все размышлял, что сейчас, пожалуй, тут и в самом деле стало несколько сложнее, чем 3 года назад. Под конец нам навстречу попалась черная 24я Волга, за рулем которой сидел веселый беззубый дед. Да уж, такие дорожные приключения всегда делают своих участников веселыми, потому как это все-таки препятствие, которое надо преодолеть, и это всегда бывает интересно. Я тормознул и крикнул деду, что он там, де, не проедет. Но дед в ответ только засмеялся и прошамкал что-то в том духе, что как-нибудь уж прорвется, и что ему невпервой. Я хлопнул дверью, и мы двинулись к нашей цели, теперь уже по твердому укатанному покрытию.