Когда-то между Москвой и Петербургом ходил поезд №197/198. Время в пути составляло около суток, он шел в обход главного ходя Октябрьской железной дороги. Поезда давно нет, но многие пассажиры о нем грустят до сих пор.
Поезд №197/198 между Москвой и Петербургом ходил нестандартным маршрутом. Он вообще не шел по главному ходу Октябрьской железной дороги, а ехал в обход по так называемому «Мологскому ходу».
На карте ломаной линией приблизительно показан маршрут этого поезда. Желтая линия – главный ход.
Поезд из Москвы уходил с Савеловского вокзала, а прибывал в Петербург на Витебский. Из-за того, что поезд шел со множеством остановок, а скорость на «мологском ходу» была сильно ограничена, время в пути достигало суток. Это притом, что расстояние было не сильно больше, чем по прямой. Протяженность маршрута – 807 км (всего на 157 км больше, чем по главному ходу).
В советские годы и в 90-е главным предназначением этого поезда было довести пассажиров из Москвы и города на Неве до населенных пунктов, расположенных вдоль железнодорожной линии. Речь идет о населенных пунктах Калининской (Тверской), Новгородской и Ленинградской областей – таких как Кимры, Калязин, Кашин, Сонково, Пестово, Анциферово, Неболчи, Будогощь, Кириши...
Вот расписание поезда на 1990 год (с телефона может быть не видно, но с экрана компьютера можно хорошо рассмотреть).
В состав поезда включались общие, плацкартные и купейные вагоны. Также к нему прицепляли вагоны беспересадочного сообщения Петербург – Углич. Был и хлебный вагон. Всего – до 20 вагонов.
Знатоки пишут, что продажа билетов на весь маршрут была закрыта. Делалось это, чтобы кассиры случайно не продали пассажирам, путешествующим из Москвы в Петербург, билет на поезд, который вместо 9-10 часов шел в 2-2,5 раза дольше.
«Словно какой-то магазин или ларек»
Поезд был отменен на рубеже девяностых и нулевых. Вот что пишет про это в книге «Повседневная жизнь железных дорог» исследователь Алексей Вульфов:
Но последний и решительный удар по ней (по этой железнодорожной линии), к тому времени технически реконструированной, нанес в 2000 году бывший начальник Октябрьской дороги Г. П. Комаров, прославившийся погромным характером многих своих нововведений: он перевел ее, как и некоторые другие второстепенные линии на дороге, на дневной 12-часовой режим работы (словно какой-то магазин или ларек!). Тогда она, и без того сплошь пролегающая по глуши, совсем захирела…
А когда-то по ней ходил поезд № 198 Москва — Ленинград, знаменитый тем, что находился в пути 24 часа, — мало того что он шел по «обходному» пути, так еще и стоял на каждой станции. Им пользовались в основном жители Тверской и Новгородской областей. Поезд этот, бесперебойно уходивший с Савеловского вокзала в Москве и прибывавший на Витебский в Ленинграде, отменили тоже «при Комарове»…
Два поезда вместо одного
Поезд был интересен не только жителям населенных пунктов, прилегающих к железной дороге, но и любителям ж/д. Сейчас многие из них бьются за восстановление поезда, убеждая руководство дороги, что он важен для жителей отдаленных населенных пунктов, а в том случае, если таких пассажиров окажется мало, то места займут пассажиры, путешествующие из Москвы в Петербург. Достаточно лишь сделать нормальное расписание.
Если поезд будет уходить около 17:00 из одного города и прибывать в районе 8 утра в другой – так, чтобы время в пути не превышало 15-16 часов, – он будет востребован, писал в письме в ФПК ЖЖ-блогер vita_life777.
Ему однако ответили, что назначение такого поезда нецелесообразно, а проехать расстояние в 807 км за 15-16 часов невозможно, даже если в Петербурге принимать состав на Ладожский, а не на Витебский вокзал, как раньше. В РЖД посчитали, что по будням дням будет заполняться два вагона поезда, а по выходным – 4-5.
Сейчас, чтобы проехать весь маршрут поезда 197/198, можно доехать до Сонково поездом Москва – Рыбинск, а затем продолжить путешествие поездом Рыбинск – Петербург. Поезда правда ходят один раз в неделю, поэтому, выехав из Москвы вечером в пятницу, придется провести два дня – субботу и воскресенье – в Сонково, прежде чем удастся снова продолжить путь.