На прошлой неделе сразу несколько руководителей крупных российских авиакомпаний поделились своими взглядами на то, как будет восстанавливаться авиасообщение после снятия ограничений, связанных с пандемией.
В интервью «Коммерсанту» владелец S7 Владислав Филев высказал довольно мрачный прогноз: по его мнению, международные рейсы могут не возобновиться до 2021 года. Он объяснил это тем, что из-за режима самоизоляции в России не успеет сформироваться коллективный иммунитет, и нас, вероятно, ждут новые волны заболеваемости, которые снова нарушат планы.
Совладелец Шереметьево Александр Пономаренко оказался менее категоричным и описал два возможных сценария. Оптимистичный вариант предполагает возобновление внутренних перелетов летом, а международных — осенью. Если же ситуация сложится хуже, то все сроки сдвинутся на осень и зиму.
Информационный хаос и неопределенность
Каждый день приносит новости о сокращении рейсов по внутренним направлениям — люди сейчас попросту не хотят или не могут летать. Но главный вопрос, который не дает покоя и мне, и, думаю, многим: как долго это продлится? Признаюсь честно, меня эта неопределенность тревожит, хотя я отдаю себе отчет, что точного ответа сейчас нет ни у кого. Мы все оказались в замкнутом круге, окруженные противоречивыми данными и информационным шумом.
Пессимистичный тон Филева разделяет и генеральный директор TUI Россия Тарас Демура. Он также считает, что в худшем случае на восстановление авиасообщения может уйти целый год, хотя более реалистичным сроком называет осень текущего года.
Тревожный акцент на господдержке
Пессимистичные прогнозы, конечно, не радуют, но я понимаю, что мои чувства на ситуацию не влияют. Однако, читая эти интервью, я не могла избавиться от ощущения некоторой неискренности в словах этих бизнесменов. Меня насторожило то, что все они, без исключения, упоминали о необходимости масштабной помощи от государства.
Иначе, по их словам, отрасль просто не выживет. Филев, правда, заявил, что банкротств на рынке не ожидается, но тут же оговорился, что все зависит от готовности властей поддержать авиаперевозчиков и от той роли, которую они позволят играть частному бизнесу.
Собственные интересы или анализ ситуации?
У меня сложилось впечатление, что представители авиакомпаний могут немного лукавить, пытаясь использовать ситуацию в свою пользу. Возможно, они хотят создать в обществе определенный настрой, чтобы люди начали беспокоиться: «А как же мы поедем отдыхать?» Такое общественное давление могло бы подтолкнуть государство к выделению финансовой помощи.
Возможно, я упрощаю, но мне кажется, что корень вопроса — в деньгах. Создается впечатление, что эти прогнозы даются скорее исходя из корпоративных интересов, чем из беспристрастного анализа эпидемиологической и экономической обстановки.
Честно говоря, сейчас действительно никто не может дать точного прогноза. Информация слишком противоречива, и все, что остается, — ждать. Но лично мне сложно поверить, что ограничения продлятся целый год. Мировая экономика просто не выдержит такого удара. Пусть не массовый туризм и не чартерные рейсы, но какое-то сообщение между странами должно восстановиться? А как думаете вы?
Интересуетесь путешествиями? Тогда подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые статьи о моих впечатлениях и поездках.
Читайте и другие мои рассказы:
Как путешествия изменили мои финансовые и потребительские привычкиЖелание путешествовать: мода или потребность?В чем польза путешествий?Спасибо за внимание! Желаю всем увлекательных путешествий!
