Душевный холод: как живётся «латентным эмигрантам», вынужденно вернувшимся в Россию

Содержит рекламу.

Разные судьбы, разные настроения

Сейчас в обществе сложилась очень неоднородная картина: те, кто вернулся, переживают непростые времена; те, кто остался за границей, выражают поддержку; а некоторые из тех, кто никогда не уезжал, позволяют себе злорадные комментарии.

Я уже упоминал, что с 20 марта в Россию вернулось больше 170 тысяч человек. И важно понимать, что среди них далеко не только легкомысленные отпускники.

Кто такие «латентные эмигранты»?

Огромный пласт — это так называемые «латентные эмигранты». Эти люди, сохраняя российский паспорт и формально оставаясь резидентами, фактически давно живут и работают в других странах. Они не попадают в официальную статистику по оттоку населения, но их образ жизни был полностью завязан на зарубежье.

Большинство из них — поклонники азиатских стран, так называемые «азиаты». Их домом долгое время были Таиланд, Камбоджа, Бали, Вьетнам или Филиппины. Они существовали на доходы от удалённой работы, онлайн-проектов, сдачи в аренду оставшегося в России имущества (включая те самые «бабушкины квартиры») и случайных подработок в туристической сфере.

Вынужденное возвращение и суровая реальность

Сейчас им пришлось вернуться. Причины две: во-первых, стало страшно оставаться в условиях пандемии, а во-вторых, источники дохода за границей практически иссякли.

В России этих доходов тоже нет, но поначалу эта проблема казалась не такой уж пугающей. Судя по потоку грустных постов и обсуждений в сети, сейчас пришло осознание: страшно на самом деле. А ещё — очень холодно. И в прямом, и в переносном смысле.

Рекомендую почитать истории по хештегу «Жизнь после Таиланда» — там много откровений.

Нам, например, в Ялте уже зябко, а что уж говорить о Новосибирске и других северных городах…

Холод, который проникает внутрь

Но дело не только в температуре за окном. Холод ощущается и внутри, в душе. Мы успели привыкнуть к совершенно иному образу жизни.

Мы привыкли к личной свободе и ощущению, что окружающим, в хорошем смысле, нет до тебя дела. Мы впитали принцип «живи сам и не мешай жить другим». Мы полюбили простоту быта: шорты, сланцы, отсутствие лишних формальностей. Мы расслабились в атмосфере безмятежности, веря, что любые проблемы рано или поздно разрешатся сами собой. Мы наслаждались изобилием свежих фруктов и возможностью в любой момент окунуться в тёплое море.

И самое главное — у нас всегда была «подушка безопасности». Даже приезжая ненадолго в Россию, мы твёрдо знали, что в кармане или хотя бы в мыслях уже лежит обратный билет в Бангкок, Пхукет или Дананг.

Сейчас этого билета нет. И непонятно, когда он снова появится. От этой неопределённости и становится по-настоящему холодно и тоскливо.

Другая сторона медали

Те же, кто не поддался первой панике и импульсивному желанию вернуться, сейчас наслаждаются совершенно иной жизнью. Пустые пляжи, рекордно низкие цены и визовая амнистия — их нынешняя реальность.

Они передают нам привет и спокойно продолжают зарабатывать через интернет, демонстрируя, что альтернативный сценарий был возможен.

А то, что «нас здесь не ждали» — конечно, не новость. Но степень откровенности, а порой и жестокости в комментариях в сети стала для многих неожиданно болезненным открытием.

Бррррр… Мороз по коже и за окном.