Между Россией и Норвегией может появиться железнодорожный переход. Для этого нужно построить совсем небольшой участок. Необходимость строительства обосновывается хозяйственно-экономическими вопросами (переброской грузов), но не исключено, что пассажирские (туристические) поезда там тоже пойдут.
В России совсем рядом с российско-норвежской границей есть железнодорожная станция Никель-Мурманский. Как следует из названия, она находится в поселке городского типа Никель Мурманской области. До границы там всего километров 10.
Поезда отменены
Железная дорога сюда из Мурманска была построена в 1960-е годы. Это неэлектрифицированный 206-километровый участок, который был нужен для вывоза металла никеля со здешнего горно-металлургического комбината.
Когда-то здесь ходили и пригородные поезда, и даже вагоны до Москвы. Сегодня пассажирского движения здесь нет, но в Сети можно найти расписание одного из пригородных поездов.
Вот что пишет об этом поезде в своем ЖЖ varandej Илья Буяновский, который прокатился на нем в 2011 году:
После знаменитой якунинской реформы РЖД, пригородный поезд отменили.
Роскошь в нищете
Зато в прошлом году сюда доехал богатый туристический поезд «Царское золото» из Петербурга, который «РЖД-Тур» запустило для иностранцев. Поезд делал остановки в Петрозаводске, Кеми, Мурманске.
«Покинут свои вагоны путешественники на станции Никель Мурманский. Однако, на этом путь туристов не закончится. На автобусах они доедут до норвежского Киркенесса, оттуда часть гостей садятся на круизные корабли Hurtigruten и продолжат путешествие по Норвегии, часть гостей летит до Шпитцбергена в Арктику, часть гостей летит в Осло», – писал ТАСС.
Россия осталась без грузов
Ну а мы вернемся к перспективам строительства железных дорог. Надо сказать, что несколько лет назад тогда они были куда более радужными, чем сегодня. Финны выбирали маршрут для доставки грузов из Суоми к Северному морскому пути. В результате было решено строить железную дорогу от Рованиеми до Киркенеса. Кстати, в самом Киркенесе есть 8,5-километровая промышленная ветка, принадлежащая одному из заводов и используемая для перевозки железной руды.
Более дешевым вариантом была переброска грузов через Россию и порт Мурманск, или же через тот же самый Киркенес со строительством небольшой ветки между Киркенесом и Никелем. Вот, что в 2017 году писал об этом «Регнум»:
«Норвежцы хотели изначально соединить Киркенес с Никелем (40 км). И лишь после того, как стало ясно, что российская сторона не считает проект интересным, стали прорабатывать проект линии Рованиеми — Киркенес (550 км). У железной дороги между Никелем и Киркенесем были противники с российской стороны, и их аргументы имеют право на то, чтобы быть услышанными.
Если построить эту железную дорогу, говорят они, часть грузов из Мурманского порта может уйти в норвежский Киркенес, где меньше бюрократии и меньше портовые сборы. На наш взгляд, аргумент спорный — подобные вопросы могут быть решены путем регулирования тарифов, а созданная инфраструктура при ее эксплуатации дает прирост и добавочной стоимости, и новые рабочие места».
Впрочем, пока дорога не строится. Финны решают вопрос с местным населением саамов, которые утверждают, что железнодорожная линия повредит их экосистеме и оленям.
Новые мечты о дороге в Россию
Ну а на днях шведский железнодорожный сайт JARNVAGSnyheter.se выдал новость, что правительство Норвегии в марте выступило с инициативой строительства ветки между Киркенесом и Никелем. Пока никто не говорит об отказе линии в Рованиеми, так это будет не вместо нее, а в дополнение к ней.
О реакции российской стороны пока ничего неизвестно, но не исключено, что этот проект все же будет реализован, отмечает СМИ. Россия по-прежнему опасается потери грузов: вместо Мурманска они могут уйти в Норвегию.
Но нас интересует больше перспективы пассажирского железнодорожного сообщения.
Те районы крайне мало населенные, что со стороны России, что со стороны Норвегии. Думаю, продление туристического поезда (в этом году планировалось аж два рейса, но помешал вирус) – это максимум, на что можно рассчитывать. Это если пограничный переход оборудуют.
Но появление новых дорог и новых связей лично меня всегда радует.