Железная дорога из России в Норвегию: туристический маршрут или экономический риск для портов?

В последнее время всё чаще обсуждается возможность создания железнодорожного перехода между Россией и Норвегией. Для его воплощения в жизнь потребуется построить лишь небольшой участок пути. Основным обоснованием для такого проекта служат экономические интересы и логистика грузоперевозок, однако не стоит сбрасывать со счетов и потенциальное пассажирское, в частности туристическое, сообщение.

На российской стороне, буквально в десяти километрах от границы с Норвегией, расположена станция Никель-Мурманский. Она находится в одноимённом посёлке городского типа в Мурманской области, что делает её логичной отправной точкой для международного маршрута.

Заброшенные пути

Железнодорожная ветка, ведущая сюда из Мурманска, была проложена ещё в 60-х годах прошлого века. Это 206 километров неэлектрифицированного пути, изначально построенного для транспортировки никеля с местного горно-металлургического комбината.

Когда-то по этим рельсам ходили не только грузовые составы, но и пригородные электрички, и даже дальние вагоны до Москвы. Сегодня регулярное пассажирское движение здесь полностью прекращено, хотя в интернете до сих пор можно наткнуться на старое расписание.

В своём блоге путешественник Илья Буяновский (varandej) делился впечатлениями от поездки на этом поезде в 2011 году. Он отмечал, что после масштабной реформы РЖД, связанной с именем Владимира Якунина, этот пригородный маршрут был окончательно закрыт.

Роскошь в глуши

Однако полное забвение длилось недолго. В прошлом году сюда добрался роскошный туристический поезд «Царское золото» из Санкт-Петербурга, который компания «РЖД-Тур» запустила специально для иностранных гостей. Маршрут включал остановки в Петрозаводске, Кеми и Мурманске.

«Сойдя с поезда на станции Никель Мурманский, путешественники не завершили свой тур, — сообщал ТАСС. — На автобусах они отправились в норвежский Киркенес. Оттуда часть туристов пересаживалась на знаменитые круизные корабли Hurtigruten, чтобы продолжить путь вдоль норвежского побережья, другие летели на Шпицберген в Арктику, а третьи — в Осло».

Упущенные возможности для грузов

Но вернёмся к перспективам строительства новых путей. Несколько лет назад они выглядели куда более обнадёживающе. Финляндия активно выбирала маршрут для доставки своих грузов к Северному морскому пути. В итоге был выбран вариант строительства железной дороги от Рованиеми до норвежского Киркенеса. Кстати, в самом Киркенесе уже существует 8,5-километровая промышленная ветка, принадлежащая местному заводу и используемая для перевозки железной руды.

Более экономичным решением могла бы стать перевалка грузов через Россию — либо через порт Мурманск, либо через тот же Киркенес, но с постройкой короткой ветки до Никеля. В 2017 году информагентство «Регнум» приводило такие аргументы:

«Изначально норвежская сторона рассматривала именно соединение Киркенеса с Никелем (всего 40 км). И только после того, как стало понятно, что Россия не проявляет интереса к проекту, началась проработка гораздо более длинной и дорогой линии Рованиеми — Киркенес (550 км). Противники строительства короткой ветки на российской стороне выдвигали серьёзный аргумент: часть грузопотока может уйти из Мурманского порта в норвежский Киркенес, где меньше бюрократии и ниже портовые сборы. Хотя этот довод и спорный — подобные вопросы можно решить регулированием тарифов, а новая инфраструктура сама по себе создаёт добавленную стоимость и новые рабочие места».

Однако строительство до сих пор не началось. Финны увязли в переговорах с коренным населением — саамами, которые утверждают, что железная дорога нанесёт непоправимый ущерб местной экосистеме и оленьим пастбищам.

Новая надежда на соединение с Россией

Недавно шведский железнодорожный портал JARNVAGSnyheter.se сообщил свежую новость: в марте правительство Норвегии выступило с инициативой строительства всё той же ветки между Киркенесом и Никелем. Важно, что это рассматривается не как замена финскому проекту, а как его дополнение.

Официальной реакции российской стороны пока нет, но, по мнению наблюдателей, этот проект всё же имеет шансы на реализацию. Главное опасение России остаётся прежним — риск потери грузов, которые вместо Мурманска могут пойти через Норвегию.

Лично меня, однако, больше интересуют перспективы для пассажиров.

Районы по обе стороны границы отличаются крайне низкой плотностью населения. Поэтому, на мой взгляд, максимум, на что можно рассчитывать, — это продление маршрута туристических поездов (в этом году, к слову, планировалось уже два рейса, но помешал вирус). И то лишь при условии оборудования полноценного пограничного перехода.

Несмотря на все экономические споры и бюрократические препоны, появление новых дорог и связей между странами и регионами — это всегда повод для оптимизма.