После Второй мировой войны гонка вооружений двух сверхдержав стремительно набирала обороты. Были задействованы не только люди, но и животные: военные применяли уникальные способности дельфинов для морской разведки. Ставка была сделана верно: иногда животный спецназ выполнял задания лучше и быстрее людей.
"Первыми прибегли к помощи дельфинов американцы: на территории Соединенных Штатов функционировало несколько военных дельфинариев. Естественно, данные и программы были секретными, только во время Вьетнамской войны мир узнал об их разработках. В одном из заливов Южно-Китайского моря, где базировался американский флот, специально подготовленные дельфины уничтожили вьетнамских боевых пловцов. Когда этот опыт стал достоянием гласности, в Советском Союзе также задумались о возможностях использования этих животных не только «в мирных целях»".
Постановлением Совета Министров СССР от 23 февраля 1966 года в бухте Казачьей на окраине Севастополя заложили научно-техническую базу Военно-морского флота, перед которой была поставлена задача разрабатывать программы использования дельфинов в армейских целях.
Выбор пал на дельфинов даже не из-за пресловутого суперинтеллекта, которым славятся эти животные. Нет – военных привлекли прежде всего некоторые физические возможности дельфинов, о которых мы, люди, можем только мечтать. Бесценными для морской разведки стали возможности эхолокации. Фактически, это способность видеть с помощью звука.
Натренированные животные различали не только геометрическую форму предмета, но и материал, из которого он сделан, и даже соотношение веществ в материале. Например, дельфины понимали разницу между двумя стальными шариками одного диаметра, но с разными долями железа и углерода в сплаве. Способность видеть предметы, замытые на дне, сделала из дельфинов отличных саперов. Мины, сброшенные с самолетов на мелководье, не могли обнаружить ни корабли-тральщики (из-за малых глубин), ни сухопутные саперы, которым мешала вода. Тогда за работу брались дельфины – они в считанные часы обнаруживали мины, оставляли на поверхности буи, так что водолазам-саперам оставалось только разминировать подступы к берегу.
Люди, работавшие с дельфинами в Казачьей, привязались к своим подопечным. Дельфины очень выручали водолазов: животные научились приносить дополнительные баллоны с воздухом, инструменты, помогали выйти в заданный район, приводили заблудившихся водолазов. Должность человека, работавшего с дельфинами, называлась «тренер», потому что слово «дрессировщик» в данном случае не подходило. Если дельфин погибал, его гибель воспринималась как потеря личного состава. Безопасность дельфинов всегда была на первом месте: водолазы сначала проверяли все устройства на себе и только потом надевали их на животных.
В 1990-е годы в нашей армии прошла волна сокращений, и в 1995-м группу дельфиньего спецназа расформировали. Люди разъехались по разным войсковым частям, оборудование было обречено пылиться на складах, а животные отправились доживать свой век в дельфинарии.
Автор фото: Михаил Семенов (из его архива). А вот страница его памяти.
А здесь супер-серия снимков Михаила – про торнадо из сардин (и текст Анастасии Корф) – смотрите.
Zorkinadventures. Мужской опыт и истории, рассказы о вещах, местах, событиях и героях. Подписывайтесь в раздел, чтобы не пропустить свежие публикации и присылайте свои истории на Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..