Пару лет назад Дмитрий Медведев провозгласил «Иволгу» главной электричкой будущего. Мол, скоро она придет в регионы и изменит образ русского электропоезда. Посмотрим, какой будет та самая «Иволга» для регионов.
Три «Иволги» для Москвы
Прежде, чем рассказать, как будет выглядеть «Иволга» для регионов – два слова об уже существующих «Иволгах». Пока все эти поезда эксплуатируются в Москве.
Первые две «Иволги» были произведены на Тверском вагоностроительном заводе в 2014-2015 году. Это тестовые поезда, сейчас их называют «Иволга 0.0». Пятивагонные составы эксплуатируются в Москве на Белорусском направлении (до станции Усово).
Это были сразу комфортабельные бестамбурные электрички с плавным ходом, возможностью пройти состав насквозь, а также туалетами в головном и хвостовом вагонах. Из претензий – мало сидячих мест, еще нет usb-зарядок.
Самые первые «Иволги» были сделаны для участие в конкурсе на обслуживание Московского центрального кольца, но для того маршрута выбрали «Ласточки», а «Иволги» решили закупить для Московских центральных диаметров. Именно для них стали делать «Иволги 1.0». Они изменились внешне, вместо пяти вагонов в составе теперь шесть вагонов, возле дверей появились USB-зарядки, увеличено количество сидячих мест (и они вместо сине-красных стали синими). Всего за 2018–2019 год было произведено 24 таких состава.
Сейчас «Иволга 1.0» уже не производятся. Делаются только промежуточные вагоны, чтобы удлинить составы. Эти поезда эксплуатируются на втором диаметре в Москве. А начиная с 2019 года в Твери наладили производство «Иволги 2.0». У нее в третий раз поменялась «морда», сиденья опять стали сине-красными, а usb-зарядки уже расположены возле каждого сидячего места.
Поезда «Иволга 2.0» продолжают производиться и сегодня. Таким образом на сегодняшний день имеем поезда «Иволга» трех типов.
Какой же будет новая «Иволга 3.0»
Электричка «Иволга» получилась хорошая, но главная к ней претензия – это дефицит сидячих мест. Даже при нынешнем режиме эксплуатации, когда поезда в Москве и области ходят с минимальным интервалом 5-6 минут, людям зачастую приходится ездить стоя. Объяснения столичных властей, мол, это городской поезд – не убеждают. От конечных остановок московских диаметров до ближайших станций метро – минут 40-50. Стоять долго.
В этой связи по поводу эксплуатации «Иволги» на более длинных маршрутах в будущем я (и не только я, естественно) высказывал опасения. Людям, которые едут 2-3 часа нужно где-то сидеть. Без этого в регионы нельзя.
В одной из презентаций «Трансмашхолдинга» я нашел ответы на свои опасения.
Итак, в 2021 году в Твери начнут делать «Иволгу 3.0». Вагоны новой «Иволги» смогут быть, как бестамбурными (как сейчас, когда вход осуществляется прямо в вагон), так и тамбурными (когда, как в старых электричках, сперва нужно войти в тамбур, а затем пройти в салон вагона). Вот картинка: внимание на двери, они расположены по концам вагонов.
Производитель обещает, что в новых поездах будет два варианта компоновки салона. Либо 4- и 6-местные диваны (судя по всему, диванами они называют скамейки), либо будут стоять кресла по схеме 3+2 (как в «Ласточке», и, на мой взгляд, это оптимальное решение).
На картинках представлены варианты поезда с тамбуром и компоновкой салона 3+2.
Когда «Иволга» стане такой, по-моему, это будет отличный поезд, к которому вообще нельзя будет придраться.