Три концепции плацкарта для РЖД: подробный разбор плюсов, минусов и новые фото

В последнее время активно обсуждается, каким должен быть современный плацкартный вагон. В этой статье я поделюсь детальным анализом трех проектных решений, которые рассматривает РЖД для обновления своего парка. Мы не только разберем их особенности, но и рассмотрим свежие изображения, чтобы составить полное представление.

Сейчас наибольшую известность получил первый концепт. Его создатели даже изготовили полноразмерный макет и провели по стране, собирая мнения пассажиров. Два других проекта оставались в тени, и качественных иллюстраций к ним было мало. Сегодня мы восполним этот пробел, но начнем, как и полагается, с самого обсуждаемого варианта.

Концепция 1: Плацкарт со встроенной колонной

Основой для этого вагона послужила привычная всем планировка классического плацкарта. Однако в семи из девяти купе появился новый элемент — центральная колонна-шкаф, предназначенная для хранения верхней одежды и обуви.

Колонна оборудована откидным столиком, за которым удобно пить чай или перекусить.

В этой концепции разработчики отказались от третьих полок, но вернули под сиденьями рундуки для багажа. Также появились небольшие окошки в перегородках между соседними купе.

Производители обещают оснастить вагон индивидуальными шторками, персональными воздуховодами, направленными к лицу пассажира, и дополнительными столиками даже на верхних полках.

Для пассажиров, занимающих боковые места, предусмотрены личные шкафчики — как на нижнем, так и на верхнем уровне.

Теперь о недостатках. Честно говоря, в этой концепции проблем больше, чем достоинств. Из-за массивных шкафов на боковых полках крайне неудобно сидеть — ни на нижнем, ни на верхнем месте. Взгляните на фото: ноги женщины упираются в мебель, и сесть рядом с ней уже не получится.

К этому добавляется невозможность разместиться вдвоем на поперечной полке, катастрофическая нехватка места для объемного багажа и неудобно расположенные столики, которыми практически невозможно пользоваться. В общем, складывается впечатление, что данный проект требует серьезной доработки.

Концепция 2: «Шахматный» плацкарт по китайскому образцу

Если идея первого концепта была заимствована у австрийских коллег, то второй вариант пришел к нам из Китая. Там подобная схема реализована в скоростных поездах, например, на линии Пекин – Шанхай.

Представьте себе вагон, где все спальные места расположены вдоль боковых стен. Но по каждую сторону от прохода находятся не один, а два ряда мест, расположенных в шахматном порядке. Это решение позволяет избежать эффекта двухъярусной кровати и дает каждому пассажиру собственное пространство.

Поскольку макета такого вагона пока не создано, можно ориентироваться на китайский оригинал. На фотографии ниже показано спальное место. Оно расположено не у окна, а ближе к проходу. Пространство со столиком — это фактически ножная часть для пассажира, чье место находится у окна. А выступ с металлической ручкой обозначает изголовье другого пассажира, который также размещается у окна.

Благодаря шахматному расположению места не мешают друг другу, обеспечивая относительный комфорт.

Так выглядит модуль на четыре спальных места в интерпретации российского разработчика — Трансмашхолдинга.

Преимущества очевидны: все места примерно одинаковы по уровню комфорта, у каждого пассажира есть доступ к окну и своя условная «капсула» для отдыха. Кроме того, разработчики обещают увеличить длину каждой полки более чем на 20 сантиметров.

Минусы, увы, те же: практически нет места для крупного багажа, а если вы путешествуете с компанией, то посидеть вместе и попить чай за общим столиком не получится. Эта проблема была бы менее критичной, если бы такие вагоны ставили в поезда, следующие на короткие расстояния в течение одной ночи. Идеальный маршрут — Москва – Санкт-Петербург.

Ранее я уже подробно рассказывал о китайском аналоге плацкарта и объяснял, почему эта концепция в принципе может прижиться и в России.

Концепция 3: «Капсульный» плацкарт, вдохновленный Японией

Наверняка многие видели фотографии знаменитого японского вагона, который у нас часто называют аналогом плацкарта.

Стоит сразу оговориться: единственный такой вагон курсирует в составе поезда «Sunrise» («Восход»), и о его массовом производстве речи не идет. Чтобы развеять излишний романтический ореол вокруг японского варианта, отмечу, что там нет ни розеток, ни титана с кипятком, ни специальных мест для багажа. Пассажирам не выдают матрасы и подушки, а между отсеками отсутствуют даже занавески для уединения.

Короче говоря, слепо копировать японский опыт нельзя. Однако сама идея капсул, где у каждого есть личное замкнутое пространство, приглянулась российским инженерам. Они разработали свою адаптацию этой концепции. В нашем варианте каждое место будет иметь полноценное оформление (стены, пол, потолок) и будет расположено под углом к окну.

Разработчики заверяют, что верхние и нижние «капсулы» будут абсолютно идентичны по комфорту. На эскизах внутри видны столики, индивидуальные светильники и, судя по всему, вентиляционные отверстия для притока свежего воздуха, что очень важно в длительной поездке.

Длина спальных мест в таком вагоне будет увеличена на 10 сантиметров по сравнению с нынешними стандартами.

Плюсы (индивидуальное пространство, окно у каждого) и минусы (отсутствие места для багажа и общих зон для сидения) этого вагона в целом совпадают с концепцией №2.

Личное мнение и выводы

На мой взгляд, наиболее перспективными выглядят вторая и третья концепции. Однако, если они будут реализованы, РЖД необходимо сделать одну важную вещь — научиться четко обозначать на своем сайте и в билетах тип вагона. Я бы с удовольствием проехался в таком современном «капсульном» вагоне без большого багажа в короткой ночной поездке.

Но если бы мне предстояло путешествие длительностью больше суток, если бы я ехал с детьми, пожилыми родственниками или большим количеством вещей, то мой выбор, без сомнения, пал бы на проверенный временем классический плацкартный вагон.