В последнее время идет много разговоров о том, какими должны быть плацкартные вагоны будущего. Сегодня я расскажу вам подробно и в деталях о трех проектах, из которых будет выбирать РЖД тот самый лучший плацкарт. И покажу картинки.
На данный момент наиболее раскручен концепт №1. Производители вагонов создали даже макет такого плацкарта, который возили по городам, собирая отзывы. А вот два других были в тени и даже картинок было мало. Но сейчас мы это исправим, но начнем, однако, с первого нашумевшего проекта.
Концепция 1: плацкарт с колонной
В основе вагона лежит старая всем знакомая планировка плацкарта, но внутри семи из девяти купе стоит шкаф-колонна, в которую можно убрать обувь и одежду.
У колонн есть откидной столик, за которым можно пить чай.
В вагоне убрали третьи полки, но вернули рундуки. Появились окошки к соседу за стенкой.
Плацкарт обещают снабжать шторками, воздуховодами, выведенными к лицу пассажира, а полки, в том числе верхние, оборудовать дополнительными столиками.
Для пассажиров боковых полок повесят шкафчики. Как внизу, так и наверху.
Минусы этой концепции... В ней, вообще-то, плохо всё. Из-за шкафов на боковых полках толком не посидеть ни наверху, ни внизу. Посмотрите на ноги этой женщины. Второй человек сюда уже не поместится.
Прибавьте к этому невозможность сесть вдвоем на поперечную полку, отсутствие места для багажа, столики, которые расположены так, что ими нормально не воспользоваться... В общем, очевидно, что этот плацкарт никуда не годится.
Если идею первого концепции наши дизайнеры позаимствовали у австрийцев, то концепция №2 родом из Китая. Правда там эта идея реализована в скоростном поезде (Пекин – Шанхай).
Представьте себе вагон, у которого все полки боковые. Но по обе стороны от прохода ни одно боковое место, а два. Размещены они со смещением, поэтому не превращаются в двухспальную кровать, а дают пространство для каждого пассажира.
Макета такого плацкарта пока нет, поэтому можно довольствоваться лишь представлением о том, как это сделано у первоисточника, то есть в Китае. На фото ниже вы видите спальное место. Оно расположено ни у окна, а ближе к проходу. Там, где столик, – это ящик под ноги пассажира, который едет у окна. В выступе с металлической ручкой – голова другого пассажира, который тоже едет у окна.
Места расположены в шахматном порядке и никто никому не мешает.
Так выглядит модуль на четыре спальных места в концепции Трансмашхолдинга.
Плюсы очевидны: все места более-менее одинаковы по комфорту, у каждого пассажира есть окно и своя «капсула», где можно сидеть или лежать. Кроме того разработчик обещает увеличить длину каждого спального места более, чем на 20 см.
Минусы всё те же: нет места для багажа и, если едешь с другом, невозможно посидеть рядом и попить чай за одним столиком. Это проблема решается, если подобные плацкарты будут ставить только в поезда, которые ходят на небольшие расстояния в течение одной ночи. Классический пример: Москва – Петербург.
Здесь я подробно рассказывал о китайском «плацкарте» и объяснял, почему для России эта концепция тоже подойдет.
Наверное, все видели этот знаменитый японский вагон, который в России называют японским аналогом плацкарта.
Единственный такой вагон включен в состав поезда Sunrise (Восход), так что ни о каком его массовом распространении речи не идет (про поезд здесь). Чтобы «добить» преклонении перед японским плацкартом, я скажу лишь, что там нет ни места для багажа, ни розеток, ни титана. Пассажирам не дают ни матрасов, ни подушек, а между «отсеками» нет ни одной занавески.
Короче говоря, как в Японии, делать нельзя, но сама идея плацкарта с капсулами, где каждый пассажир получает свое замкнутое пространство, пришлось по душе российским проектировщикам, и они разработали некоторую вариацию на тему. Только у нас каждое место будет иметь оформленное личное пространство (стены, пол и поток) и находиться под углом к окошку.
Разработчики обещают, что верхние и нижние «капсулы» будут идентичны. На картинках мы видим внутри столики, лампочки и, кажется, воздуховоды. Это важно, чтобы не было душно.
Длина полок в таких вагонах будет увеличена на 10 см по сравнению с нынешней.
Плюсы (индивидуальное пространство, окно у каждого) и минусы (отсутствие багажа и места для сидения) такого вагона – те же, что и для концепции №2.
Лично мне нравятся вторая и третья концепция, но если они и будут реализованы, то в РЖД должны сделать важную вещь. Они должны научиться помечать на своем сайте разные типы вагонов. Я с удовольствием поехал бы в таком вагоне без багажа и на небольшое расстояние.
Если же мне пришлось бы путешествовать больше, чем одну ночь, если бы я ехал с чемоданами, семьей, детьми или бабушками-дедушками, то я выбрал бы все же классический вагон.