В России появятся поезда с кабиной в последнем вагоне. Что это – крутое решение или очередная блажь РЖД

Начиная с 2023 года в России появится принципиально новый для нашей страны тип подвижного состава. Это поезда, которые по-английски называются push-pull. Они хорошо зарекомендовали себя в Европе и США, но подойдут ли для России?

Push-pull – это толкай-тяни. Идея заключается в том, чтобы создать такой поезд, который мог бы ехать и вперед, и назад, но чтобы при этом не приходилось бы перецеплять локомотив.

У электричек все просто. Там кабины есть с двух сторон, а моторы находятся непосредственно в вагонах, распределенных по составу. Поэтому электричке все равно, куда ехать. Локомотивной бригаде достаточно лишь перейти из одной кабины в другую.

Мы знаем, что в России есть немало таких маршрутов, где электропоезд меняет направление движения прямо вместе с пассажирами. Например, так ходят «Ласточки» из Петербурга в Великий Новгород. Из расписания видно, что смена направления на станции Чудово занимает всего 10 минут.

В России появятся поезда с кабиной в последнем вагоне. Что это – крутое решение или очередная блажь РЖД

«Ласточке» из Петербурга в Сортавалу, чтобы поменять направление в Выборге, нужно и того меньше – 8 минут.

В России появятся поезда с кабиной в последнем вагоне. Что это – крутое решение или очередная блажь РЖД

Быстро может сменить направление движения и рельсовый автобус. Например, пригородный поезд Керчь – Анапа, который обслуживается рельсовым автобусом РА-2, меняет направление на станции Юровский всего за семь минут.

В России появятся поезда с кабиной в последнем вагоне. Что это – крутое решение или очередная блажь РЖД

Если бы во всех этих случаях использовался полноценный поезд на локомотивной тяге, то стоянка занимала бы не менее получаса, что очень долго.

Вы наверняка задумывались о том, почему поезд не может двигаться пассажирскими вагонами вперед. Вернее, может, но только в очень редких случаях. Например, во время маневровых работ, когда тепловоз подает состав к платформе или убирает его.

В России появятся поезда с кабиной в последнем вагоне. Что это – крутое решение или очередная блажь РЖД

Ответ очевиден: машинисту тепловоза, который находится в конце состава, не видно, что происходит впереди поезда. Когда ведутся маневровые работы, на вагоне, который идет первым, стоит специальный работник с рацией и докладывает машинисту обстановку.

Это может происходить при движении на небольших скоростях и небольших участках, но представить себе ситуацию, при которой поезд шел бы из одного города в другой «вслепую», невозможно.

Чтобы решить эту проблему, и придумали систему «тяни-толкай». Когда поезд идет вперед, локомотив тянет состав, как обычно. Но может и толкать его сзади. Чтобы при таком «толкании» машинист видел, что происходит впереди, в последнем вагоне придумали размещать для него кабину. При этом в самом локомотиве машинист уже не нужен, управлять локомотивом можно прямо из кабины, расположенной в вагоне.

Вот как это будет выглядеть в России (у нас планируется по такой схеме использовать двухэтажные составы).

В России появятся поезда с кабиной в последнем вагоне. Что это – крутое решение или очередная блажь РЖД

Перед вами последний вагон с кабиной. Когда поезд едет задом-наперед, то в кабине будет сидеть машинист.

А толкать поезд будет локомотив. Это может быть электровоз ЭП20, перспективный электровоз ЭП40 или тепловоз ТЭП70БС.

В России появятся поезда с кабиной в последнем вагоне. Что это – крутое решение или очередная блажь РЖД

Чтобы понять, как это будет выглядеть в целом, давайте посмотрим на подобные поезда в Финляндии. Вот, например, два поезда, состоящие из локомотива и трех вагонов. В последнем из трех вагонов мы видим кабину.

В России появятся поезда с кабиной в последнем вагоне. Что это – крутое решение или очередная блажь РЖД

Впереди прицеплен такой электровоз.

В России появятся поезда с кабиной в последнем вагоне. Что это – крутое решение или очередная блажь РЖД

Предполагается, что российские поезда будут включать от трех до десяти вагонов (включая вагон с кабиной управления), но основа – шесть вагонов. В вагонах будут места для сна и для сидения.

В России появятся поезда с кабиной в последнем вагоне. Что это – крутое решение или очередная блажь РЖД

Составы можно будет соединить «по системе многих единиц», то есть два поезда в один. Только вот все равно больше 12 вагонов не получится.

В России появятся поезда с кабиной в последнем вагоне. Что это – крутое решение или очередная блажь РЖД

Вместе с электровозом можно будет использовать тепловоз.

В России появятся поезда с кабиной в последнем вагоне. Что это – крутое решение или очередная блажь РЖД

А вот это – самый интересный вопрос: для чего это все нужно и на каких направления будут использоваться такие составы.

Это могло бы быть интересно в дальнем следовании. Например, поезд Москва – Симферополь сегодня меняет направление движения три раза, и благодаря использованию таких поездов время в пути удалось бы сократить. Но производитель сообщает, что в поезде будут вагоны для сидения, что на дальних расстояниях неуместно (хотя до 2023 года все могут поменять сто раз).

Есть маршруты, где и смена направления частая, и места для сидения нужны (например, «Ласточка» Петрозаводск – Псков через Великий Новгород, которая идет больше 10 часов), но там и на «Ласточку»-то пассажиров не набирается, а двухэтажка и вовсе может пустовать.

Пока хватит пальцев одной руки, чтобы пересчитать, на какие маршруты могли бы выйти подобные составы и в основном это направления, где уже есть «Ласточки», но они не слишком комфортабельны в виду отсутствия лежачих мест. Не исключено, что с появлением таких поездов, в РЖД придумают под них новые маршруты. Тогда и можно будет оценить в полной мере – поезда «тяни-толкай» – крутое решение или очередная блажь.

А как вы думаете? Были бы востребованы такие составы в России и на каких направлениях?