С 2023 года на российских железных дорогах планируется внедрить совершенно новый тип составов, известный как push-pull (с англ. «тяни-толкай»). Эта технология, давно и успешно применяемая в Европе и США, вызывает вопросы: насколько она окажется эффективной в наших условиях?
В чём суть системы «тяни-толкай»?
Основная идея — создать поезд, способный двигаться в любом направлении без необходимости перецеплять локомотив. В отличие от привычных электричек, где кабины управления расположены с обоих концов, а моторы распределены по вагонам, классические локомотивные составы на это не рассчитаны.
У нас есть множество маршрутов, где поездам приходится менять направление прямо на глазах у пассажиров. Например, «Ласточки» на маршруте Петербург — Великий Новгород делают это на станции Чудово всего за 10 минут.
Ещё быстрее справляется «Ласточка» из Петербурга в Сортавалу — на разворот в Выборге уходит лишь 8 минут.
Рельсовые автобусы, вроде обслуживающего маршрут Керчь — Анапа, тратят на аналогичный манёвр на станции Юровский всего семь минут.
Если бы на этих направлениях использовался обычный состав с локомотивом, стоянка для смены направления заняла бы минимум полчаса, что совершенно неприемлемо.
Почему поезда не ездят вагонами вперёд?
Возникает резонный вопрос: а почему бы просто не пустить состав «задом наперёд»? Технически это возможно, но лишь на малых скоростях при маневровых работах, когда тепловоз подталкивает вагоны к платформе.
Причина проста: машинист, находящийся в локомотиве в хвосте, не видит путь перед поездом. Во время манёвров на первом вагоне находится специальный работник, который по рации сообщает обстановку. Но для движения на большие расстояния и скорости такой «слепой» метод совершенно не подходит.
Как работает решение?
Система push-pull и призвана решить эту проблему. Поезд может двигаться как в привычном режиме (локомотив тянет состав), так и в обратном (локомотив толкает состав сзади). Чтобы машинист при этом видел путь, в последнем вагоне оборудуется полноценная кабина управления. Из неё же осуществляется дистанционное управление локомотивом, в котором в этот момент никого нет.
В России по такой схеме планируют использовать двухэтажные составы. Вот как будет выглядеть хвостовой вагон с кабиной.
Толкать состав будут современные локомотивы: электровозы ЭП20, перспективный ЭП40 или тепловоз ТЭП70БС.
Опыт других стран и российские планы
Чтобы представить себе картину целиком, можно взглянуть на аналогичные поезда в Финляндии. Вот состав из локомотива и трёх вагонов, где в последнем видна кабина управления.
А это — электровоз, который работает в голове такого состава.
Российские составы, как ожидается, будут включать от трёх до десяти вагонов, но базовым вариантом станет шесть, включая вагон с кабиной. Внутри предусмотрят как сидячие, так и спальные места.
Составы можно будет сцеплять в систему многих единиц, объединяя два поезда в один, но общая длина не должна превышать 12 вагонов.
При необходимости вместо электровоза можно будет использовать и тепловоз.
Где это может пригодиться?
Самый важный вопрос — целесообразность. Такие составы могли бы быть полезны на дальних маршрутах с частой сменой направления. Например, поезд Москва — Симферополь меняет его трижды, и новая технология позволила бы сэкономить время. Однако заявленное наличие только сидячих мест для дальних поездок выглядит странно (хотя планы могут измениться к 2023 году).
Есть маршруты с частыми разворотами, где сидячие места уместны (например, Петрозаводск — Псков через Великий Новгород, путь занимает более 10 часов). Но даже на «Ласточки» там невысокий пассажиропоток, а двухэтажный состав и вовсе рискует ходить полупустым.
Пока что потенциальных маршрутов для таких поездов можно пересчитать по пальцам одной руки. В основном это направления, где уже курсируют «Ласточки», но комфорт которых оставляет желать лучшего из-за отсутствия лежачих мест. Не исключено, что с появлением новых составов в РЖД разработают под них специальные маршруты. Вот тогда-то и станет окончательно ясно: поезда «тяни-толкай» — это действительно прорывное решение или же очередная дорогостоящая затея.
А как вы считаете? Нужны ли России такие составы и на каких направлениях они были бы востребованы?
